На фото: министр энергетики Саудовской Аравии
Заседание ОПЕК+ на этой неделе закончилось разладом среди союзников. Россия настаивает на повышении целевых показателей добычи на 500 тыс. баррелей в день начиная с февраля. Большинство других участников соглашения хотят оставить все как есть, потому что в мире по-прежнему бушует коронавирус, а спрос на энергоносители не растет.
Саудовская Аравия идет своим путем
Саудовская Аравия переживает больше остальных. Министр энергетики настойчиво призывает не сводить к нулю усилия группы ради иллюзорной и кратковременной выгоды. Он даже готов отменить увеличение, оговоренное в декабре и вступившее в силу в этом месяце.
В конечном счете коллективная ответственность, которой так добивались саудиты, была отправлена в утиль и все получили то, что хотели. Для большинства стран производственные цели останутся прежними до конца марта. Россия и Казахстан могут нарастить добычу, размазав увеличение на два месяца. А Саудовская Аравия сократит объемы до прежних уровней и даже больше.
Министр энергетики королевства, принц Абдулазиз бин Салман, с плохо скрываемой радостью сообщил о том, что страна сократит добычу на 1 млн баррелей в день (то есть на 12) до 8.12 млн баррелей в феврале и в марте. Еще больше восторга ему доставил тот факт, что решение удалось держать в секрете не только от прессы, но и почти от всех остальных министров.
Кажется, что Александр Новак был единственным, кто знал об этом решении заранее. Более того, он отговаривал принца от этого шага. В конце концов, сокращение добычи приведет к росту цен и сыграет на руку конкурентам. Россия не хочет уступать свою долю на рынке другим производителям за пределами ОПЕК+, в первую очередь американским сланцевикам. Они отказались участвовать в стабилизации рынка, но все же были вынуждены урезать добычу из-за падения цен.
Саудиты сильно обеспокоены потенциальными последствиями в случае очередного падения спроса. Многие страны снова вводят карантины и закрывают границы, что ведет к снижению потребления энергоресурсов. Однако вместо того, чтобы надавить на всех и заставить повиноваться — как это было раньше — королевство решило действовать в одиночку. Решение исходило от принца Мохаммеда бин Салмана, фактического лидера страны и брата министра энергетики.
Сколько стоит снизить добычу
Сокращение добычи на 1 млн баррелей в день в течение 59 дней в феврале и марте обойдется в 3 млрд долларов при стоимости нефти $51 за баррель. Однако есть несколько факторов, которые могут снизить этот ценник.
Во-первых, страна сэкономит на производственных затратах. В проспекте на IPO, подготовленном Saudi Aramco в 2019 году, говорится, что добыча одного барреля обходится в $2.8. Округлим это значение до $3 с учетом инфляции, и получится, что, качая меньше нефти, страна сэкономит за два месяца $177 млн.
Во-вторых, нужно учитывать эффект внутреннего потребления. Первый квартал, как правило, самый слабый в этом плане. Обычно спрос падает примерно на 140 тыс. баррелей относительно предыдущего периода. Таким образом, даже при общем сокращении добычи на 1 млн баррелей, экспорт снизится всего на 860 млн баррелей. И того меньше, если они будут использовать запасы.
И, наконец, ценовой эффект сокращения! Одного сообщения хватило, чтобы подбросить Brent почти до $54 за баррель. Цены на фьючерсы тоже выросли, при этом контракты на ближайшие месяцы подорожали почти на 3 доллара относительно понедельника.
Цена спокойствия
Этого все еще не достаточно, чтобы полностью компенсировать снижение выручки, но это большой шаг в правильном направлении. Вот факты: с августа по октябрь — это самые последние месяцы, по которым доступна официальная статистика в рамках Совместной инициативы по нефтяной статистике (JODI) — Саудовская Аравия экспортировала 7.17 млн баррелей сырой нефти и переработанных нефтепродуктов в день. При цене барреля $51, за 59 дней они заработали бы $21.6 млрд. Снижение добычи сократит экспортные потоки до 6.29 млн баррелей, а выручку, соответственно, до $18.9 млн. Если же баррель будет стоить $54, саудиты заработают $20 млрд.
Таким образом, стоимость страховки от падения спроса снижается с первоначальных 3 млрд долларов всего до 1.47 млрд. Добавьте сюда экономию на производственных затратах и получим $1.29 млрд. Каждый дополнительный доллар, добавленный к стоимости нефти в феврале и марте будет означать выгоду еще в 372 млн долларов.
Конечно, за спокойствие все-таки придется заплатить, но цена не так велика, как кажется на первый взгляд.
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Goldman Sachs объяснил решение Саудовской Аравии сократить добычу нефти