Любовь и ненависть в Ормузском проливе: все, что нужно знать о главном судоходном маршруте нефтяной отрасли

11.01.2021 12:31

Ормузский пролив создает много проблем для нефтяных компаний и перевозчиков и остается главным инструментом влияния для Ирана. Разбираемся, в чем проблема, и как ее удавалось решать в прошлом

Ормузский пролив, Google Maps


Ормузский пролив, узкий водный путь в устье Персидского залива, часто оказывается центром глобальной напряженности. Весь мир пристально следит за этим судоходным маршрутом, по которому перевозится около трети мировой нефти. С начала 2019 года иранские войска несколько раз атаковали торговые суда, проходящие через пролив из-за растущей напряженности в отношениях с США и их союзниками. В январе 2021 года Иран захватил южнокорейский танкер, проходивший через этот район. И хотя Иран в прошлом угрожал заблокировать транзит, пролив всегда оставался открытым.

1. Где находится Ормузский пролив

Водный путь, имеющий форму перевернутой буквы V, соединяет Персидский залив с Индийским океаном, Ираном на севере и Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом на юге. Его длина почти 100 миль (161 километр), а ширина в самом узком месте составляет 21 милю (33 км), при этом ширина судоходных путей в каждом направлении — всего две мили. Из-за небольшой глубины корабли уязвимы для мин, а близость к суше — в частности, к Ирану — позволяет атаковать большие танкеры ракетами берегового базирования или перехватывать их патрульными катерами и вертолетами.

2. Какова его роль

Он имеет большое значение для мировой торговли нефтью. По данным Bloomberg, в 2020 году танкеры перевозили через пролив почти 12 млн баррелей нефти и конденсата в сутки из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта и ОАЭ. Пролив также имеет решающее значение для транспортировки сжиженного природного газа, или СПГ: в 2020 году через него была перевезена четверть мировых поставок — в основном из Катара.

3. История событий

4 января Корпус стражей исламской революции задержал судно с нефтепродуктами под южнокорейским флагом, пересекавшее пролив по пути в ОАЭ. Иран объяснил задержание захватом принадлежащих ему средств на сумму $7 млрд в Южной Корее из-за американских санкций в отношении Исламской Республики. Также были захвачены несколько других танкеров, в том числе Stena Impero под флагом Великобритании в середине 2019 года. Иранские войска также поднялись на борт небольшого танкера в августе 2020 года в Оманском заливе и сбили американский шпионский беспилотник, летавший над проливом в 2019 году. Ранее несколько компаний временно приостановили движение по этому маршруту из соображений безопасности.

4. Зачем Иран препятствует судоходству

Американские санкции, призванные остановить продажу нефти, нанесли удар по иранской экономике, которая сокращается с 2018 года. Нарушая поставки через пролив, Иран дает понять, что у него есть возможность нанести ответный удар по США и увеличить добычу нефти. Любое повышение цен на нефть также помогает компенсировать доходы, которые Иран теряет из-за санкций. Джо Байден намерен улучшить отношения с Ираном, однако напряженность между двумя странами усилилась из-за американских санкций, убийства высокопоставленного иранского генерала в начале 2020 года, а также убийства ведущего иранского ученого-ядерщика позже в том же году, в организации которого Иран обвинил Израиль. В январе 2021 года Исламская Республика заявила, что США должны ей $70 млрд в качестве компенсации за нефтяные санкции и что она расширит свою ядерную программу за счет дальнейшего обогащения урана.

5. Закрывал ли Иран пролив

Пока нет. Во время войны 1980-88 гг. между Ираком и Ираном иракские войска атаковали нефтяной терминал на острове Харк, к северо-западу от пролива, отчасти для того, чтобы спровоцировать ответ со стороны Ирана, чтобы втянуть США в конфликт. Хотя Иран и не пытался закрыть пролив, началась танкерная война, в ходе которой стороны атаковали 451 судно. Это значительно повысило стоимость страхования танкеров и способствовало росту цен на нефть. Когда в 2011 году против Ирана были введены санкции, он пригрозил закрыть пролив, но в итоге отказался от этого намерения. Нефтетрейдеры сомневаются, что страна когда-нибудь полностью закроет пролив, потому что это помешает Ирану экспортировать собственную нефть. Более того, военно-морской флот Ирана не сопоставим с Пятым флотом США и другими силами в регионе.

6. Можно ли защитить пролив

Во время танкерной войны ВМС США сопровождали суда через Персидский залив. В 2019 году они направили в регион авианосец и бомбардировщики В-52. В том же году США начали операцию Sentinel в ответ на нарушение судоходства со стороны Ирана. С тех пор к операции, известной теперь как международный проект по обеспечению морской безопасности, присоединились такие страны, как Великобритания, Австралия, Бахрейн и ОАЭ.

7. Кто больше всего зависит от пролива

Саудовская Аравия экспортирует большую часть нефти через Ормузский пролив, хотя она может перенаправить потоки по 746-мильному трубопроводу, проходящему через королевство, к терминалу на Красном море. ОАЭ могут частично обойти пролив, транспортируя 1.5 млн баррелей в день по трубопроводу со своих нефтяных месторождений в порт Фуджейра в Оманском заливе. Часть иракской нефти доставляется морем из турецкого порта Джейхан, но 85% проходит через пролив, что делает Ирак крайне зависимым от свободного перемещения по нему. У Кувейта, Катара и Бахрейна нет других вариантов, кроме как перевозить нефть по этому водному пути.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

По теме:

Саудовская Аравия повысила цены на нефть для Азии и США

Во сколько обойдется саудитам решение сократить добычу нефти

Нефть в зоне риска: спрос и цены продолжат падать в первом полугодии 2021