График цены нефти Brent интервалами 1 месяц
Согласно наиболее оптимистичным прогнозам, мировые цены на нефть вернутся к 100 долларов за баррель — уровню, которого не было с 2014 года. Прогноз основан на убеждении, что бюджетные стимулы будут стимулировать потребление, как и инвестиции в новое производство. Разрыв между спросом и предложением вызовет продолжительный скачок цен — основные условия для суперцикла будут выполнены.
Это изменит условия в нефтяной отрасли, которая в прошлом году приняла сильный удар COVID-19, который обрушил спрос. Параллельно стал все громче звучать тезис о том, что повсеместное распространение электромобилей будет означать конец для отрасли.
«Прежде чем мы совсем откажемся от нефти, нам будет ее не хватать в ближайшие годы», — написал в обзоре для клиентов эксперт JPMorgan Кристиан Малек — «Мы можем увидеть нефть по $100 за баррель и даже превышение этого уровня».
График цены нефти Brent интервалами 1 неделя
Нефть марки Brent с конца октября подорожала более чем на две трети до 63 долларов США за баррель, что обусловлено оптимизмом в отношении массовой вакцинации и сокращением производства со стороны группы ОПЕК+.
Ветеран авторитетного инвестиционного банка Goldman Sachs — аналитик Джеффри Карри, который был ключевым аналитическим рупором последнего нефтяного суперцикла в период с 2003 по 2014 год, сказал, что существуют реальные риски того, что нефть поднимется до 80 долларов «или даже выше в этом году». Но на этот раз он предсказывает, что рост потребления приведет не к появлению жаждущего энергоресурсов Китая, а к стимулированию правительственных расходов на зеленую энергетику по всему миру. Эксперт прокомментировал пакет стимулов Джо Байдена в размере 1,9 трлн, который, как ожидается, будет подписан к середине марта:
«Эти стимулы, нацеленные на увеличение доходов бедных и среднего класса, создают значительное ресурсоемкое потребление, поскольку у этих слоев общества гораздо более высокая склонность к потреблению. Эти люди не водят Tesla — они ездят на внедорожниках».
Джеффри Карри провел параллель с инициативой президента Линдона Джонсона в 1960-х годах, утверждая, что импульс, который она тогда дала среднему классу США, и сопутствующий рост потребления нефти подготовили почву для скачка цен на нефть уже в 1970-х годах, когда ближневосточные производители нефти сократили поставки в США.
Арджун Мурти стал одним из самых известных нефтяных аналитиков последнего суперцикла после того, как в 2005 году заявил, что цена на нефть может превысить 100 долларов за баррель. Позже он предсказал, что цена вырастет до 150–200 долларов за баррель, а накануне финансового кризиса — до 147 долларов.
Теперь, работая советником и членом совета директоров энергетической компании, он считает, что анонсирование суперцикла может оказаться «преждевременными», но он может представить себе сценарии, при которых цены на нефть значительно вырастут.
«Еще предстоит преодолеть некоторые препятствия, но многое будет зависеть от силы спроса», — сказал Мурти.
До пандемии мировой спрос на нефть составлял около 100 миллионов баррелей в день. В прошлом году он упал в среднем до 90 миллионов баррелей в день, и аналитики прогнозируют, что спрос вряд ли достигнет допандемического уровня до 2022 года, когда развертывание вакцины позволит возобновить более широкие авиаперелеты на большие расстояния.
Мурти утверждает, что если спрос на нефть вырастет примерно на 500 000 баррелей в сутки в ближайшие годы, этого будет недостаточно для создания дефицита предложения. Однако, если он вырастет на 1,2–1,4 млн баррелей в сутки — как это произошло после обвала цен в 2014–2015 годах — это может вызвать новый суперцикл.
Увеличение производства может стать большим камнем преткновения для быков. Предложение нефти сильно пострадало во время кризиса: США потеряли около 2 миллионов баррелей в сутки добычи в прошлом году из-за более низких цен. Но дополнительные сокращения, необходимые для создания дефицита предложения, менее очевидны. Сокращение поставок Саудовской Аравией, ОАЭ и другими членами ОПЕК + привело к созданию около 8 миллионов баррелей в сутки свободных мощностей.
«В краткосрочной перспективе дефицита нефти действительно нет, и мы видим, что такие страны, как ОАЭ, планируют наращивать мощности», — сказал Патрик Гибсон, директор по глобальным поставкам нефти в консалтинговой компании Wood Mackenzie. «Однако в нефтяной отрасли всегда сложно рассчитать точный баланс».
Пьер Андюран, который сделал себе имя в последнем суперцикле, сделав крупные долгосрочные ставки на более высокие цены, на этот раз более осторожен. В прошлом году его более агрессивный фонд заработал более 150 процентов, сделав ставку на падение цен на нефть ниже 20 долларов за баррель.
«Динамика цены на нефть в этом году во многом зависит от ОПЕК: какой объем предложения они решат вернуть обратно на рынок», — сказал Андюран. «Я считаю, что в 2021 году и в последующие годы динамика цен на нефть, вероятно, будет растущей, но есть также много факторов, которые могут сорвать этот рост», — добавил он, сославшись на возвращение иранской нефти, темпы роста предложения производителей.
Даже быки считают, что новый суперцикл может быть короче, чем в прошлый раз. По мнению Карри, рост спроса может начать стабилизироваться уже в 2025 году. Аналитики JPMorgan настроены оптимистично до конца этого десятилетия, хотя в конечном счёте они также прогнозируют пик спроса.
Группа скептиков включает Энди Холла, одного из самых успешных нефтетрейдеров последнего суперцикла, который сейчас ушел из активной торговли. По его словам, нефтегазовая промышленность находится в «финальном спаде». «Возможно, эта дохлая кошка сможет подпрыгнуть еще несколько раз. Но будет ли это суперцикл»?
По материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Холода подстегнули рост цен на нефть