Источник: Bloomberg
Все замечают двери, но забывают про пороги
В 1954 году компания Mercedes-Benz представила купе 300SL с изогнутым кузовом и дверями типа «крыло чайки», которые откидывались вверх, словно устремляясь в небо. Такого в мире автомобилестроения еще не видели. Но все же это была не основная особенность.
Не менее инновационным было и шасси — пучок тонких полых стальных труб, сваренных в запутанную решетку из треугольников. Это был самолетный материал, на годы опередивший тяжелые коробчатые балки, которые долгое время использовались в Детройте и Штутгарте.
Для реализации этого футуристического шасси требовались более высокие пороги, из чего следовало, что традиционная дверь не подойдет. Так появились крылья чайки, так появилась легенда. Сегодня 300SL входит в число самых дорогих автомобилей в мире и является предметом коллекционирования.
Но как инвестиция, этот вариант так себе. Если бы кто-то достаточно прозорливый купил новый культовый 300SL за $7000, запер его в гараже и ухаживал за ним, машина принесла бы сегодня примерно $1.4 млн. При этом годовая доходность составила бы около 8% без учета инфляции, хранения и технического обслуживания. Соответственно лучше было бы выбрать индекс Dow Jones, где не нужно менять масляные фильтры.
1988 Lamborghini Countach. Источник: Bloomberg
Сорвать куш на высококлассных экзотических спортивных автомобилях так же просто, как выиграть гонку на них: потребуется исключительное мастерство и невероятная удача.
«Существует очень мало суперкаров, которые станут крупной инвестицией при покупке в среднесрочной перспективе», — считает Клайв Уилсон, специалист по рыночной оценке стоимости в Cap Hpi в Лондоне.
Стивен Серио, который охотится за редкими автомобилями для богатых людей, смог предсказать всплеск только один раз после разговора с несколькими коллекционерами, заметив незначительную тенденцию в их вкусах. Он сравнивает это с инсайдерской торговлей, хотя и легальной.
«Честно говоря, все гадают, — отметил он. — Просто должно повезти».
Прорывные технологии
На каждый сенсационный суперкар Lamborghini Countach найдется Lamborghini Urraco, который был создан в ту же эпоху и сегодня стоит примерно столько же, сколько хорошо оснащенный новый Volvo. Если бы кто-то купил 300SL в конце 2014 года, сейчас убыток составил бы 20%.
2014 Ferrari LaFerrari. Источник: Bloomberg
История дает несколько подсказок, как сделать выгодные инвестиции. Обычно автомобиль нуждается в изменении технологии или производительности. Mercedes сделал это с помощью крыловидных дверей и шасси, как у самолета. Lamborghini сделала это в 60-х годах, когда поставила двигатель позади водителя на свой автомобиль Miura.
Автомобиль также должен поражать воображение: быть действительно красивым, шокирующим и нестандартным. Опять же, можно привести в пример Lamborghini Countach, который благодаря своей геометрии стал первым из так называемых клиновидных автомобилей в момент своего дебюта в 1974 году.
Ограниченная серия — это также один из важнейших факторов. Высокую оценку, как правило, получают модели, которые не заменяются каким-либо конкретным продуктом.
Например, компания Ferrari выпускала LaFerrari в течение трех лет ограниченной серией, а не как часть линейки. Но самое главное, что всего произведено только 499 экземпляров. Со временем это число неизбежно сократится, еще больше повышая ценность.
«Люди всегда хотят того, чего не могут получить», — считает Уилсон.
Однако объем производства не всегда показателен. В конце жизни модели автопроизводители часто выпускают ограниченные серии с дополнительными опциями и увеличенным ценником. Лояльные бренду покупатели, которых также называют «покупателями домашних питомцев», расхватывают их, однако масштаб их производства часто намного превышает предыдущие выпуски.
«Это как колесо для хомяков, — отметил Серио. — Если они пытаются создать что-то коллекционное, можете быть уверены, что этого не будет».
Хорошая инвестиция
Став соучредителем клуба Classic Car Club Manhattan в 2005 году, Майкл Причинелло купил около 350 автомобилей. Его рецепт хорошей инвестиции — это автомобиль, который «сыграл или сыграет важную роль в автомобильной истории». Полный привод, система распределения крутящего момента, шасси из углеродного волокна и электрические двигатели — все это важнейшие вехи в эволюции суперкара, каждая из которых связана с революционным автомобилем.
Как правило, автомобили начинают возводит в культ, когда компания выпускает что-то несвойственное ей, после того как руководитель дает зеленый свет (и выделяет миллиардный бюджет) автомобилю, которого у них, возможно, не должно быть. Покупатели понимают, что они получают что-то принципиально новое. Вот почему многие хотят заполучить Ford GT — автомобиль, появления которого в Ле-Мане в 1964 году никак не ожидали от компании.
Причинелло относит к этой категории ранние Tesla, а также первый из Corvette со среднемоторной компоновкой и гибридный Porsche 918.
«Важную роль играют причудливые вещи, которые не имеют смысла, — заявил он. — Должна быть какая-то странность, но эта странность не должна отвлекать внимание».
Но даже у некоторых из лучших суперкаров не всегда есть что-то особенное. В итоге они становятся автомобильным аналогом дивидендных акций. Но если все же нужны сомнительные инвестиции с высоким риском, которые двигаются со скоростью 200 миль в час, вот некоторые общие рекомендации.
Первые... или последние выпуски
Культовые версии, как правило, сохраняют ценность, как и модели, выпущенные в последний год производства. Коллекционеры недавно приобрели автомобили Corvette, используя их как капиталовложения и делая ставку на последние версии с передним расположением двигателя 2019 модельного года, а также на первые выпуски с двигателем в середине автомобиля в прошлом году.
2017 Ford GT - раритет с годовой доходностью 33%. Источник: Bloomberg
Не обращать внимание на мелочи
Ненадлежащее техническое обслуживание или запущенное состояние могут съесть почти половину стоимости. Когда рынок начинает падать, автомобили, находящиеся в идеальном состоянии, как правило, сохраняют ценность, по крайней мере, некоторое время. Более того, суперкар с нестандартными конфигурациями, скажем, механической коробкой передач или гоночными комплектующими, может выбиться в лидеры в своем классе. Даже необычный цвет может иметь огромное значение.
Стоимость владения
Замена жидкостей на Ferrari F40 стоит около $1000. Топливные баки нужно менять каждые 10 лет, что обычно обходится в $12 000. В общем не существует такого суперкара, который можно просто купить и держать. Сегодня серьезные коллекционеры арендуют специально построенные гаражи с климат-контролем, где охраной и техобслуживанием занимаются профессионалы. Страховая компания Hagerty Group LLC владеет четырьмя такими объектами под названием Garage + Social и берет по $500 в месяц за автомобиль. Для автомобиля стоимостью $300 000 коэффициент расходов, по сути, составляет 2% без учета страховки и работ по обслуживанию тормозов, измеряемых пятизначными числами.
Некоторые из самых редких суперкаров сдают позиции на вторичном рынке. Часто производители банкротятся, что вызывает трудности с техническим обслуживанием. Что еще важнее, у автомобилей, которые сохраняют динамику, есть толпа фанатов. Клубы владельцев и мероприятия с поездками действуют как своего рода эффект маховика, стимулируя сделки, повышая цены и привлекая новых последователей. Есть основания полагать, что на рынке суперкаров может начаться своего рода бычье ралли. Во-первых, цены медленно и неуклонно падали с 2015 года. А затем появился Covid-19, который затормозил производство, прекратив модели 2020 года во что-то вроде эксклюзивного винтажа.
Покупка на низах
В целом, существует правило одного поколения: когда у подростков появляется возможность купить автомобиль, постер с которым висел на стене у них в детской, цена автомобиля резко возрастает. Взять, например, Lamborghini Countach 70-х годов. В течение 40 лет цены на него оставались средними; с 2014 по 2016 год его стоимость выросла в шесть раз. Новые автомобили, как правило, достигают минимума примерно через восемь лет: автомобиль теряет привлекательность в глазах тех, кто ищет новые вещи, и все же он еще недостаточно стар, чтобы считаться «классикой».
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
Основатель ипотечной компании Rocket за сутки разбогател на 25 млн
Богачи все еще любят акции, но их главная ставка — на недвижимость