Что такое NFT — искусство, хайп или новая реальность

05.03.2021 13:02

Рынок предметов искусства прекрасно ложится на идею «не взаимозаменяемых токенов токенам» (NFT) и технологию, которая лежит в их основе

Источник: Bloomberg


Доступный в интернете 10-секундный видеоклип продается за 6.6 млн долларов; другие цифровые работы того же художника, которые уже невозможно вывести из свободного обращения, тоже предлагают продать на Christie’s за миллионы долларов. Что происходит?

Клип Леброна Джеймса за 200 000 долларов? Если вам сложно в это поверить, то вы сильно отстали от жизни. На дворе 2021 год и мода на не взаимозаменяемые токены (Non-Fungible Token, NFT).

Никакой революции, только прагматика

Внесем ясность: ажиотаж на миллион вокруг этого явления вовсе не творит революцию в искусстве, индустрии коллекционирования или в понятии собственности. Скорее всего, конкретное сообщество людей, заработавших на криптовалюте, тратят часть своего состояния на рекламу блокчейн-технологии, чтобы праздник не кончался. Некоторые применения NFT заслуживают внимания, хоть и не фигурируют в новостях.

Суть NFT в регистрации «права собственности» на цифровой объект в блокчейне. Токен не взаимозаменяемый, потому что он представляет уникальный объект и сам по себе уникален. Они подходят для индустрии компьютерных игр, где персонажей или артефакты могут использовать только те, кто их купил. Здесь же можно создать виртуальную гоночную трассу и зарабатывать на взносах игроков, которые хотят ее использовать. В этом контексте не удивительно, что на игровые объекты приходится значительная доля рынка NFT.

Если же кто-то покупает NFT на цифровой коллаж или памятный спортивный момент, нужно понимать, что все остальные по-прежнему могут просматривать его и делиться им друг с другом. Фанаты просто получают еще один способ похвастаться и заодно финансово поддержать любимого художника (спортсмена и любого человека, который делает что-то, достойное восхищения).

Реклама и тонкий расчет

Новая концепция собственности, которая пришлась бы по душе идеологам коммунизма и другим подобным мечтателям: объект остается как бы общим, но при этом создатель получает финансовое вознаграждение, а покупатель — повод для гордости.

Но есть нюанс. Криптовалютное и блокчейн-сообщество вряд ли можно назвать коммунистическим или даже альтруистическим по своей сути. Оно держится на зарабатывании денег (иногда в буквальном смысле — вспомните о майнинге биткоинов). Благополучие членов такого сообщества зависит от массового распространения блокчейн-технологий, а для этого нужен постоянный ажиотаж. Рынок предметов искусства подходит как нельзя кстати: большие продажи и крупные суммы привлекают внимание. Особенно когда и журналисты, и их читатели недоумевают, почему кто-то платит столько денег за то, что для большинства людей, кажется бесполезной вещью. Пока совокупный объем продажи крипто-арта оценивается в 193 млн долларов; эти деньги купили бесценную рекламу NFT в мировых СМИ: от специализированных веб-сайтов до телевидения.

Любой, клюнувший на новость о том, что видеоролики и коллажи продаются за бешеные деньги, очень скоро поймут, что технологию NFT можно применить к правам собственности на что угодно, от финансовых инструментов до земельных участков. У NFT есть реальные сферы применения, где эта концепция принесет пользу. Взять, к примеру, продажу билетов: NFT помогут организаторам концертов ограничить спекулятивную перепродажу и выжить с рынка даже самых продвинутых скальперов, использующих роботов. Токены можно использовал для продажи цифровой дикой природы для финансирования мер по ее сохранению. Или их можно использовать для отслеживания цепочки поставок от источника до конечного потребителя, что сделает процесс создания ценности прозрачным.

Все ради хайпа

Существуют веские причины, по которым технология блокчейн еще не захватила мир, несмотря на ее очевидную привлекательность: у ее есть проблемы с масштабируемостью, безопасностью, скоростью транзакций и стоимостью. Многие конкурирующие проекты стремятся решить эти проблемы. Им нужны победители и покровители. Для этих фирм интерес традиционных брендов и организаций — Christie’s, Национальной баскетбольной ассоциации — это удача. Даже если художник, известный как Beeple, и продавший свой шедевр за 6.6 млн долларов, вряд ли станет новым Пикассо. не является следующим Пикассо. А цифровые коллекции NBA Top Shot, не смогут вытеснить традиционные коллекционные карточки.

Крипто-мир производит хайп, живет им, дышит и монетизирует его. Он использует радикально творческие способы вовлечения в этот процесс людей не из мира криптовалют. Остается надеяться, что в конечном счете это принесет ощутимые преимущества для многих людей, будь то посетители концертов, потребители, желающие справедливости и равенства, защитники природы или те, кому цифровое право собственности поможет сэкономить время на бюрократических процедурах. Но лучи славы Beeple уже приносят пользу любому, кто занимается творчеством, не подходящим для традиционного рынка. Не всем удастся так же успешно монетизировать плоды своего труда, но они получили надежду, что смогут поучаствовать в этом празднике жизни.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Забудьте про GameStop. Суперкары — вот где реальный риск и драйв!

Продавать котиков-мемов — прибыльное дело