График доллара США к доллару Канады интервалами в 4 часа
Продолжительный сырьевой бум — большая удача для богатой ресурсами страны с обширными запасами нефти, природного газа и территориями для добычи полезных ископаемых и ведения сельского хозяйства. Доходы от экспорта уже близки к рекордам и могут еще вырасти. Стоимость одних только поставок пиломатериалов в первом квартале практически удвоилась.
Однако, по мнению некоторых экономистов, канадская экономика заполнена стимулами и может выйти на полную мощность уже в этом году. Более высокие цены на сырьевые товары повышают валютные курсы и долгосрочные ставки, вытесняя другие ключевые отрасли, которые могут конкурировать при более сильном канадском долларе. Канадский доллар стал самой эффективной основной валютой в этом году и близок к шестилетним максимумам. Доходность пятилетних облигаций является самой высокой среди стран G10.
В результате политикам, возможно, придется замедлить темпы развития, ограничить приток капитала и сдержать прирост иностранной валюты, как это обычно происходит в Канаде во время бума сырьевых товаров.
Хотя в прошлом удалось устранить такого рода давление, сегодня труднее его игнорировать на фоне сдвига в макроэкономической политике.
Проблема для правительства
В планах по восстановлению после пандемии политики во всем мире уделяют особое внимание не только росту и доходам, но и равномерному распределению результатов восстановления. Глава Банка Канады Тифф Маклем часто использует термины «полное восстановление» и «совместное восстановление». На практике это означает, что нужно стараться максимально поддерживать экономику, не слишком подогревая инфляцию.
Проблема усугубляется, если сырьевой бум разогревает экономику, но усиливает неравенство. Скачок цен на ресурсы в Канаде создает резкие региональные различия среди выигравших и проигравших.
Например, резкий рост цен на пиломатериалы, зерно и нефть на руку западной Канаде — житнице страны и источнику более 90% добычи сырой нефти. Но связанный с этим рост расходов, ставок и валюты негативно сказывается на производственном секторе, базирующемся в Онтарио, и на городах.
Рынки труда в Торонто, Монреале и Ванкувере никак не оправятся от пандемии. Больше всего пострадали низкооплачиваемые работники, женщины и молодежь. Тем не менее, эти регионы и группы, скорее всего, не получат прямой выгоды от сильного восстановления на основе ресурсов.
Это серьезная проблема для правительства премьер-министра Джастина Трюдо.
Производство ресурсов — энергоемкий процесс, что может помешать правительству достичь амбициозных целей в области изменения климата к 2030 году. Существуют и политические соображения для Трюдо, который имеет слабую поддержку в сельских и западных районах Канады, где экономика зависит от ресурсов. Недавний фокус на обеспечении безопасности производственных цепочек поставок и развитии отечественной промышленности только повысит чувствительность к долгосрочным издержкам, связанным с потерей производственных мощностей из-за роста валюты.
«Это только на пользу»
Но экономическая история Канады показывает, что трудно отказаться от сырьевого богатства. Более высокие государственные доходы помогли бы компенсировать рекордный дефицит бюджета, а политики отчаянно нуждаются в других факторах роста, помимо увеличения государственных стимулов.
По словам Лизы Райт, бывшего министра природных ресурсов Канады, рост цен на нефть помог Канаде выйти из глобального финансового кризиса более десяти лет назад. Райт ожидает, что политики постараются обеспечить более широкие экономические последствия добычи ресурсов.
«Существует гораздо более разумный подход, который следует использовать правительствам с точки зрения политики, чтобы производство было согласовано с добычей ресурсов», — заявила Райт в телефонном интервью.
Например, в Канаде есть запасы лития и других металлов, необходимых при производстве аккумуляторов для электромобилей, и правительство Трюдо и их коллеги из Онтарио предложили крупные субсидии автопроизводителям, включая Ford Motor Co., чтобы развернуть производство электромобилей на канадских заводах.
Конечно, сырьевой бум может оказаться недолговечным. До сих пор этот вопрос оставался вне поля зрения федерального правительства. В своем первом докладе о бюджете в прошлом месяце министр финансов Христя Фриланд почти не упоминала этот сектор, несмотря на рост цен на ресурсы — признак того, что они, возможно, не считают это устойчивой тенденцией. Это совпадает с ожиданиями многих лиц, определяющих экономическую политику во всем мире, в том числе в Банке Канады, которые считают скачок инфляции и любой длительный рост спроса на сырьевые товары в основном временными.
«Я не считаю это настоящим товарным суперциклом, — отметил в интервью Стивен Полоз, предшественник Маклема на посту главы Банка Канады, имея в виду экономические циклы, в рамках которых цены остаются значительно выше долгосрочных тенденций в течение многих лет. — Я не предсказываю повторение бурных 20-х, а скорее надежное, уверенное восстановление, и если все будет хорошо организовано, то оно будет длительным».
Но даже если суперцикла не будет, этот подъем будет обеспечивать неожиданную прибыль для канадской экономики до тех пор, пока цены не снизятся. Поставки основных материалов и сырьевых товаров в общем объеме экспорта находятся на самом высоком уровне с 2014 года, до обвала мировых цен на нефть.
«Это только на пользу Канаде», — добавил Полоз.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
TD советует купить канадский доллар по 1,26