В последние недели власти поручили государственным компаниям ограничить зависимость от зарубежного сырья, заставили китайские банки хранить больше иностранной валюты, рассмотрели возможность ограничения цен на энергетический уголь, ввели цензуру на поиск криптобирж и фактически запретили брокерам публиковать бычьи целевые показатели для индекса акций. Новое правило запретит владеть более рискованными ценными бумагами в рамках продуктов по управлению денежными операциями и ограничит использование кредитного плеча для них. В четверг один чиновник заявил, что Китай планирует продавать металлы из государственных резервов.
Хотя эти меры не являются прямой интервенцией, они могут усилить моральный риск. Если трейдеры знают, что власти, скорее всего, вмешаются, чтобы ограничить прибыль или убытки в том или ином классе активов, они могут сделать ставку на этот результат с определенной долей уверенности. Скрытая поддержка правительства может стимулировать спекулятивные атаки — трудная задача для политиков, поскольку они стремятся повысить эффективность рынков, поддерживая несбалансированное восстановление экономики.
«Проблема Китая в том, что появилось больше долгов и больше рисков для финансовой системы, что затрудняет отказ от контроля над внутренними рынками, — заявил Майкл Петтис, профессор финансов Пекинского университета и автор книги Avoiding the Fall: China’s Economic Restructuring („Как избежать падения: реструктуризация китайской экономики“). — Чем больше Китай стабилизирует рынки, тем более нестабильными они становятся из-за морального риска».
Свободные условия кредитования за рубежом давят на Пекин. Большая часть ликвидности, выделенной правительствами и центральными банками за последние 15 месяцев, направляется непосредственно в Китай — огромный рынок, предлагающий более высокую доходность, сильную валюту и более широкий доступ для иностранцев. Односторонний контроль над движением капитала означает, что цены могут искажаться из-за притока на материк слишком большого количества денег.
Чиновники постоянно предупреждают о пузырях активов, начиная с января. Еще до того, как инфляционные риски начали усиливаться из-за роста сырьевых товаров, власти стали поддерживать коррекцию акций и поставили в тупик трейдеров, торгующих облигациями с кредитным плечом.
Риторика ужесточилась на прошлой неделе на ключевом форуме в Шанхае, где главный регулятор страны в сфере банковской и страховой деятельности призвал к «упорной» борьбе с финансовыми рисками. Глава китайского валютного регулятора отметил, что компании, спекулирующие валютой, «обречены на провал». В среду Комитет по валютным рынкам Китая заявил, что инвесторам нужно опасаться рисков обесценивания юаня по мере укрепления доллара.
Правительство продолжит бороться с рисками
«Политики внимательно следят за рисками для финансовой стабильности, — написали экономисты Morgan Stanley, включая Дженни Чжэн, в записке от 10 июня. — Китай отреагировал на вспышку Covid целенаправленными и эффективными стимулами, чтобы обеспечить восстановление в реальной экономике, в отличие от стимулов некоторых развитых стран, напоминающих наводнение, которые частично способствовали рекордно высоким ценам на активы».
Это не означает, что Коммунистическая партия отказывается от усилий по снижению влияния государства. Молчание Пекина по поводу будущего China Huarong Asset Management Co. — компании по управлению проблемной задолженностью, тесно связанной с банковской системой страны, — потрясло инвесторов, оспаривая устоявшееся мнение о том, что правительство всегда будет спасать системно важные организации для поддержания стабильности.
По мнению аналитиков Goldman Sachs Group Inc., понятие «слишком большой, чтобы потерпеть крах», возможно, больше не применимо к китайским заемщикам.
Правительство вынуждено бороться с исключительными факторами. Индикатор, отслеживающий цены на сырьевые товары, вырос в этом месяце до 10-летнего максимума, а рост цен на топливо, металлы и продовольствие оказался более устойчивым, чем предполагалось. Это способствует ускорению темпов инфляции в развивающихся странах, а также в таких развитых странах, как США и еврозона.
Го Шуцин, председатель Комиссии по регулированию банковской и страховой деятельности Китая, предупредил на прошлой неделе, что глобальная инфляция может оказаться не временным явлением, как предсказывают некоторые эксперты, тогда как глава центрального банка И Ган заявил, что Китай не должен расслабляться, поскольку он испытывает инфляционное и дефляционное давление «со всех сторон».
Осложняет ситуацию хрупкое восстановление китайской экономики. Опубликованные в среду данные показали, что розничные продажи и промышленное производство росли медленнее, чем ожидалось в мае. Это может подтолкнуть правительство к интервенциям вместо использования менее эффективных инструментов. Народный банк Китая заявил, что не будет сильно ужесточать монетарную политику. В отличие от коллег в других развивающихся странах, таких как Россия, Бразилия или Ангола, ожидается, что НБК не станет повышать процентные ставки в ближайшее время.
Это означает, что адресная борьба с рисками на микроуровне, скорее всего, продолжится, хотя это подкрепляет веру в то, что государство всегда вмешается, если угроза стабильности станет слишком большой. В результате действительно свободные рынки становятся все более отдаленной перспективой.
Возможно, в данный момент Коммунистическая партия считает эту цену оправданной, особенно учитывая, что она стремится добиться затишья в преддверии своего столетнего юбилея, который будет праздноваться 1 июля.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Пекин увеличил лимит оттока капитала из материкового Китая
Инвесторы начали скупать азиатские бонды, уверовав в вечную мягкость ФРС
Крупнейший «плохой банк» Китая проверяет решимость Пекина на финансовую реформу