Босфор в Стамбуле. Многие эксперты связывают проблемы Google в Турции отчасти со все более авторитарным руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана Bradley Secker для The New York Times
Турецкие требования пошли дальше, чем любой другой глобальный регулирующий орган, чтобы подавить торговый сервис Google. Но это еще не все. В апреле официальные лица страны сделали еще один смелый шаг, заявив, что прибыльная поисковая функция компании для поиска местных пунктов назначения, таких как «ближайшая аптека», нарушает антимонопольное законодательство, что является первым в своем роде решением, которое также поставило под вопрос будущее этой службы.
Напряженность между Турцией и Google отражает растущую враждебность к гигантам Кремниевой долины даже в таких местах, как Турция, с небольшой историей применения антимонопольного законодательства против отрасли. Эти усилия угрожают перевернуть условия — открытый глобальный Интернет и легкое государственное регулирование — которые способствовали росту этих компаний в последние два десятилетия. На их месте может быть шахматная доска законов и постановлений, где доступные продукты и услуги зависят от того, где человек входит в систему.
Google был постоянной целью. В этом месяце французские антимонопольные органы оштрафовали Google на 500 миллионов евро или 593 миллиона долларов за то, что они не смогли добросовестно договориться о лицензионном соглашении с издателями новостей на использование коротких аннотаций из статей в результатах поиска. В прошлом месяце органы по защите конкуренции Индии начали расследование утверждений о том, что Google использовал свое доминирующее положение как владельца мобильной операционной системы Android, чтобы получить преимущество на рынке интеллектуального телевидения.
В мае антимонопольные органы Италии оштрафовали Google на 102 миллиона евро за запрет доступа приложению для обслуживания электромобилей к его автомобильной программной системе Android.
Некоторые объясняют проблемы Google в Турции отчасти все более авторитарным руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его попытками вырвать власть у западных интернет-компаний. Но сопротивление в Турции и других странах также вызвано конкурентами Google, такими как Yelp. Эти конкуренты потратили годы на лоббирование регуляторов по всему миру, чтобы они были более жесткими, чем власти в Соединенных Штатах и Европе, которые традиционно являются полномочиями по регулированию глобального бизнеса. Иногда, как в Турции, соперники работают с правительствами, политике которых они могут противостоять.
«Правоохранители со всего мира думают, что-то нужно делать, и их не устраивает то, что делают традиционные централизованные режимы», — сказал Гарри Ферст, профессор права в Нью-Йоркском университете.
В прошлом страны концентрировались на отечественной промышленности, потому что у них не было ресурсов или знаний для проведения антимонопольных мер в отношении крупных международных компаний, сказал Уильям Э. Ковачич, бывший председатель Федеральной торговой комиссии. Но по мере того, как все больше стран принимают меры против крупных технологий, сказал он, «общая интеллектуальная инфраструктура» облегчает ведение дела. В Турции власти опирались на выводы Европейской комиссии.
По словам Ковачича, число стран с антимонопольным законодательством превысило 130 по сравнению с 30 в 1990 году.
«Турецкий опыт будет иметь большое значение», — сказал он. «Будут и другие страны, находящиеся в таком же положении, которые скажут:" Почему не мы?»»
Google, который успешно отразил некоторые прошлые антимонопольные расследования турецких регуляторов, связанные с онлайн-рекламой и поисковыми рейтингами, заявила, что удалила такие услуги, как рекламные объявления для покупок, когда изменения, требуемые властями, сделали бы их менее выгодными для пользователей.
«Мы конструктивно работаем с регулирующими органами по всему миру и смогли найти решения, основанные на фактах и доказательствах, для решения аналогичных проблем, не удаляя при этом функции, которые люди и компании считают полезными», — сказал Мигель Перес Герра, старший советник Google по вопросам конкуренции. утверждение.
Соперники Google обратились к турецким регулирующим органам в 2018 году после того, как Европейский Союз оштрафовал Google на 2,42 миллиарда евро, что на сегодняшний день составляет около 2,87 миллиарда долларов, за то, что он предпочел сервис онлайн-покупок конкурентам в результатах поиска. Штраф был рекордным, но оппоненты Google были недовольны тем, что регулирующие органы не заставляли компанию больше менять свою практику. По их словам, Google по-прежнему уделяет приоритетное внимание своим сервисам покупок, сокращая веб-трафик и видимость своих сайтов.
Конкурирующие службы, в том числе Kelkoo, лондонский сайт сравнения цен, заявили турецким властям, что европейские штрафы не восстановили конкуренцию. Конкуренты просили предоставить больше возможностей для большей видимости в результатах поиска Google, одной из самых ценных объектов недвижимости в Интернете. Турецкие власти подчинились, отклонив более скромное предложение Google.
Противники заявили, что Google удалил рекламные блоки, чтобы избежать создания прецедента, которому могут последовать другие юрисдикции, подобно тому, как он отказался от своей новостной службы в Испании в 2014 году в ответ на неблагоприятное регулирование.
«Основная цель заключалась в том, чтобы они могли извлечь пользу из нашего опыта в Европе и продвигать что-то лучшее», — сказал Ричард Стейблс, исполнительный директор Kelkoo, об усилиях по оказанию влияния на Турцию. «Турция, как правило, не является огромным рынком в стоимостном выражении, но он может иметь важное значение, показывая другим регулирующим органам путь вперед».
Турецкое агентство по конкуренции поблагодарило конкурентов Google, а также группы потребителей за то, что они помогли объяснить, как компания несправедливо использовала свое положение «привратника» в поисковом и мобильном программном обеспечении, чтобы получить преимущество в таких областях, как покупки и размещение информации о местных компаниях.
Правоприменение в Турции является частью более широкого толчка, «превращающего конкуренцию в норму на рынках, где доминируют крупные технологии», — говорится в заявлении агентства. «Наши решения связаны с усилиями, которые мы наблюдаем в остальном мире». Антимонопольное агентство также расследует практику обмена данными Facebook.
Позиция Турции как важного поля битвы антимонопольного законодательства сосредоточена на одной из самых важных служб Google: поисковые запросы типа «рестораны открываются рядом со мной», что приводит к блоку информации, который ссылается на другие службы Google, такие как карты. В течение многих лет Yelp безуспешно пытался заставить регулирующие органы США, Европейского Союза и Бразилии преследовать местный поисковый бизнес Google, утверждая, что его исключают несправедливо.
В 2018 году, вскоре после того, как Турция заявила, что расследует деятельность службы покупок Google, глава государственной политики Yelp Лютер Лоу прилетел в столицу страны Анкару на встречу с представителями антимонопольного законодательства. На флэшке он предоставил регулирующим органам копию более ранней жалобы, которую компания подала в Европейскую комиссию, переведенную на турецкий язык, а также другие доказательства. Его усилия помогли начать расследование.
В апреле турецкие власти выдали постановление, разыскиваемое Елпом. По заявлению регулирующих органов, Google нарушил антимонопольное законодательство, отображая результаты местного поиска, отрезая конкурентов от критического интернет-трафика.
Штраф в размере около 37 миллионов долларов был относительно незначительным. Более важным для Yelp является то, что может произойти дальше: в ближайшие месяцы Google должен наметить меры по включению списков конкурентов в результаты местного поиска. Если предлагаемые исправления не удовлетворят регулирующие органы, может последовать еще одно вскрытие, в результате чего Google будет предложен выбор: предложить дополнительные изменения или закрыть службу.
Учитывая историю г-на Эрдогана против Google YouTube — он временно заблокировал доступ в 2007 и 2014 годах — многие ставят под сомнение мотивы Турции в антимонопольных делах.
Антимонопольное агентство страны заявило, что его действия против Google не носят политического характера, а некоторые юристы заявили, что уважают независимость регулятора. Но г-н Эрдоган усилил контроль над правительственной бюрократией. В прошлом году Турция приняла закон о регулировании содержания в социальных сетях, ориентированных на YouTube, Facebook и Twitter. Критики этого шага расценили это как попытку ужесточить контроль над информацией и подавить инакомыслие.
Атилла Ешилада, инвестиционный аналитик, специализирующийся на Турции, сказал, что антимонопольный совет стал более политизированным за последние два года и следует приоритетам правительства. Другие заявили, что, хотя регулятор считается лучшим, чем другие учреждения в Турции, ни один из них не является полностью независимым.
Юрист в Стамбуле, представляющий Google, Гоненц Гуркайнак, сказал, что, хотя Турция пошла дальше, чем другие регулирующие органы, он не считает, что антимонопольные решения были связаны с другими регуляторными усилиями правительства. «Мы не наблюдали никакой связи», — сказал он.
Г-н Лоу из Yelp, который более десяти лет убеждал регулирующие органы действовать против Google по поводу местного поиска, признал неравномерную политическую среду в Турции, но сказал, что антимонопольное агентство действует независимо. Разочарованный тем, что правительства других стран не отреагировали на жалобы Yelp, он сказал, что Турция может служить важным примером того, как жесткое правоприменение может заставить сервисы Google измениться.
«Это первый реальный шанс на успех», — сказал г-н Лоу о Турции. «Это цель, которую я ставил перед собой все время».
Перевод статьи New York Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram