Иностранные инвесторы с осторожностью возвращаться на долговой рынок Турции после серьезных потрясений в начале года, но многие по-прежнему весьма скептически относятся к перспективам одного из крупнейших развивающихся рынков в мире.
Продажа турецких долларовых облигаций в размере $2.25 млрд на этой неделе привлекла инвесторов из Великобритании, США и Европы, что свидетельствует о том, что страна начинает привлекать управляющих фондами с высокой доходностью, которых трудно заманить на многие другие рынки.
«Некоторые инвесторы готовы закрыть глаза на риски, — отметил Тимоти Эш из BlueBay Asset Management. — В течение нескольких месяцев сохраняется относительная валютная стабильность, активно используется стратегия „кэрри-трэйд“, при этом мы находимся в мире с низкой доходностью».
Что привлекает инвесторов
Некоторым управляющим фондами не осталось ничего иного, как вернуться в Турцию. Благодаря относительной стабильности в течение месяцев турецкие активы внесли положительный вклад в общую доходность активов развивающихся рынков. Это означает, что управляющие фондами, которые инвестировали в Турцию меньше, чем ее вес в их базовых индексах, демонстрируют низкую динамику.
Инвесторы, активно продававшие турецкую валюту или облигации, занимая их, чтобы продать в надежде, что цена упадет, и они смогут выкупить их по более низкой цене и заработать на разнице, столкнулись с тем, что эти сделки двигаются не в том направлении.
«Турция — это проблемная сделка, — считает Рэй Цзянь, портфельный менеджер Amundi, крупнейшей в Европе компании по управлению активами. — У всех недостаточные позиции, или они вынуждены продавать, при этом приходится платить за отрицательные среды, и никто не зарабатывает никаких денег».
Кроме того, привлекательность высокой доходности настолько высока, что некоторые инвесторы просто не могут это игнорировать. Доходность 12-летний долларовой облигации, продаваемой в рамках долговой сделки на этой неделе, составит 6.5%, что выше доходности примерно на уровне 5%, предлагаемой на рынке государственных облигаций развивающихся стран, согласно долговому индексу JPMorgan.
Турецкий долг, номинированный в лирах, обеспечивает еще более высокую доходность, при этом базовая 10-летняя государственная облигация приносит 16%. Это также привлекло некоторых трейдеров, заключающих сделки «кэрри-трэйд», когда они берут кредиты в валютах стран с относительно низкой доходностью, например, в долларах или евро, а затем предоставляют кредиты в регионах с более высокими процентными ставками.
Доходность глобальных облигаций близка к историческим минимумам: американские 10-летние казначейские облигации обеспечивают 1.3%, а многие европейские облигации с высоким рейтингом оцениваются настолько низко, что инвесторы гарантировано понесут убытки, если будут держать их до наступления срока погашения.
Причины для беспокойства
Хотя настроения в отношении Турции улучшились в последние месяцы, многие инвесторы по-прежнему неохотно увеличивают потоки капитала в страну после серии интервенций со стороны правительством Реджепа Тайипа Эрдогана в начале года, которые спровоцировали обвал рынков активов и серьезно подорвали доверие инвесторов.
Инвесторы резко сократили позиции после того, как в марте Эрдоган уволил Наджи Агбала, который в ноябре прошлого года стал четвертым председателем ЦБ за пять лет, всего через 36 часов после того, как он повысил процентные ставки.
Ожидалось, что его мало кому известный преемник Шахап Кавджиоглу снизит процентные ставки при первой же возможности. Его назначил на должность Эрдоган, который рассматривает высокие ставки как причину, а не средство от высокой инфляции в Турции, а также считает их «матерью всех пороков».
После увольнения Агбала лира упала на 14% до рекордного минимума, и сейчас падение составляет примерно 12% за год. Рынки стабилизировались весной, чему способствовал отказ Кавджиоглу снизить процентные ставки с уровня в 19%, установленного Агбалом.
Однако последнее вмешательство Эрдогана, а также другие меры, принятые в последние годы, которые беспокоят инвесторов, уже нанесли ущерб. Согласно данным, собранным Институтом международных финансов, международным инвесторам принадлежат примерно 4% муниципальных облигаций страны. В 2013 году, когда иностранные инвесторы были наиболее оптимистично настроены в отношении роста в Турции, они владели почти четвертью государственного долга в местной валюте.
Инвесторы отворачиваются от Турции не только из-за подхода Эрдогана к монетарной политике. Свой вклад также внесли геополитика и роль Турции в нестабильном регионе. Вызывает обеспокоенность готовность Эрдогана сблизиться с Владимиром Путиным.
Однако по словам аналитиков, опасения снизились после встречи Эрдогана с президентом США Джо Байденом на саммите НАТО в июне — еще одна причина для управляющих фондами сократить позиции с недостаточной долей.
Также постоянной причиной для беспокойства является дефицит текущего счета Турции и способы его финансирования. Счет ненадолго перешел в профицит в 2019 году, а затем снова сменился сильным дефицитом во время пандемии. Однако, по данным центрального банка, в январе-июле дефицит сократился до $13.7 млрд по сравнению с $23.2 млрд за аналогичный период 2020 года, во многом благодаря более успешному, чем ожидалось, восстановлению доходов от туризма.
В то же время из-за того, что инфляция превышает 19%, очень высокая учетная ставка в Турции является отрицательной, если учесть рост внутренних цен. По словам Атиллы Есилады, аналитика стамбульской компании GlobalSource Partners, среди инвесторов «по-прежнему существует проблема доверия».
«Неизвестно, что произойдет в Турции завтра», — добавил он.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Турецкая лира упала на фоне перевалившей за 19% инфляции
Экономика Турции во втором квартале пережила мощный подъем
Турция является рынком, на котором инвесторам следует ожидать неожиданностей