График цены ближайшего (ноябрьского) фьючерса на спотовый индекс TTF на газ на бирже ICE Futures (в долларах США за тысячу кубометров) интервалами в 1 день
Танкер Myrina со сжиженным природным газом, зафрахтованный Royal Dutch Shell PLC, в прошлом месяце отправился в Азию с западного побережья Франции. Когда он собирался войти в Гибралтарский пролив, капитану позвонили, по словам людей, знакомых с этим вопросом.
«Сейчас мы должны идти в Роттердам», - сказал ему его босс в Лондоне, по словам одного из людей.
Судно развернулось и двинулось назад вдоль побережья Испании и Франции, чтобы сбросить часть груза в голландском порту. В четверг он прибыл в Бильбао, Испания, чтобы доставить остаток груза.
Покупатели в Европе, Азии и Латинской Америке конкурируют за ограниченные поставки газа, стремясь заполнить топливом надземные емкости и ПГХ до того, как в Северном полушарии наступит зима.
Запасы природного газа во всем мире находятся на угрожающе низкому уровне, а цены в большинстве мест никогда не были выше после того, как на этой неделе достигли рекордов в Европе и Азии. Спрос резко подскочил, поскольку экономики возвращаются к нормальной работе после пандемии, и дефицит застиг трейдеров, судовладельцев и руководителей энергетики врасплох.
Ограниченные поставки из России и спрос в Китае и Латинской Америке сделали европейские экономики, включая Испанию, Нидерланды и Великобританию, особенно уязвимыми. В последние годы страны вывели из эксплуатации угольные электростанции и стали более зависимыми от газа.
Даже в США, крупнейшем в мире производителе природного газа, тендерная война привела к росту цен до самого высокого уровня более за чем десятилетие, подготовив почву для дорогостоящего зимнего отопительного сезона и более высоких счетов за электроэнергию.
Грузоотправители перенаправляют танкеры тому, кто предложит самую высокую цену, что является редким явлением, которое увеличивает неопределенность на рынке. Производители замедляют производство из-за цен на энергоносители, что ставит под угрозу восстановление экономики после пандемии. А Китай и Европа запускают электростанции, работающие на угле и нефти, сдерживая прогресс в переходе к источникам энергии с меньшим выбросом углерода.
«Система вышла из строя», - сказал Ойстейн Каллеклев, исполнительный директор Flex LNG Ltd., владельца флота судов, перевозящих СПГ.
Вряд ли рынок в ближайшее время выровняется. Стимулы для производителей изменились, поскольку их инвесторы отдают предпочтение компаниям, которые стремятся к стабильности, а не преследуют краткосрочные колебания цен.
Даже если бы они это сделали, заводы СПГ и танкеры, экспортирующие СПГ из США, уже близки к полной мощности, а строительство новых - это долгосрочное предложение. Политические и нормативные препятствия на пути к запуску нового крупного газопровода в Европу, «Северный поток-2», тем временем могут удерживать Россию, еще одного крупного производителя природного газа, от увеличения поставок.
В среду президент России Владимир Путин заявил, что Москва готова работать над стабилизацией мирового энергетического рынка, давая понять, что он может помочь смягчить растущий кризис в Европе. По его словам, Москва - надежный поставщик, который всегда выполняет все взятые на себя обязательства. Тем не менее, некоторые официальные лица, трейдеры и аналитики заявляют, что российский государственный энергетический гигант ПАО «Газпром» не спешит увеличивать потоки газа.
Дисбаланс спроса и предложения разыгрывается в то время, когда мировые лидеры готовятся встретиться в Глазго на конференции Организации объединенных наций по климату, которая состоится 31 октября. Руководители стран постараются дать большие обещания о том, что их страны откажутся от углеродных источников энергии.
Недавняя нехватка энергии усложняет переход стран на ветряную и солнечную энергию. Обилие газа вселяло в правительства и компании уверенность в необходимости продвигать возобновляемые источники энергии, потому что в критических ситуациях электроэнергетические системы всегда могут вернуться к дешевому газу, который выделяет примерно половину углерода, чем уголь.
Более десяти лет нефтедобывающие компании в Аппалачах и Техасе использовали новые технологии для перекачки огромных объемов природного газа, что привело к снижению цен. Сформировался мировой рынок газа, экспортируемого с терминалов на восточном побережье и побережье Мексиканского залива. В Европе, особенно, правительства перешли к производству энергии с использованием более дешевого топлива, а угольные и мазутные электростанции в некоторых странах простаивали или были законсервированы.
В последние месяцы многие из этих электростанций были снова запущены, что, в свою очередь, помогло поднять цены на нефть и уголь.
Этот стремительный рост цен на энергоносители грозит спровоцировать инфляцию, снизить промышленную активность и замедлить восстановление мировой экономики из-за остановок, связанных с Covid-19.
В конце прошлого месяца вице-премьер Китая Хань Чжэн, курирующий энергетическую политику страны, приказал руководителям крупнейших государственных энергетических компаний страны «всеми способами увеличить поставки угля», сообщает The Wall Street Journal.
Экономисты Goldman Sachs Group заявили, что, по их мнению, экономика Китая не выросла в третьем квартале по сравнению со вторым. Одна из причин: энергоемкие отрасли, такие как металлургические заводы, сократили объемы производства из-за приказов об ограничении спроса на энергию, а также из-за нехватки топлива и электроэнергии.
Китай потребляет все больше мирового природного газа, поскольку власти подталкивают производителей к переходу на более чистые виды топлива, а меняющаяся политика страны способствовала возникновению дефицита угля. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2024 году на него будет приходиться 30% мирового роста спроса на газ.
В Европе рекордные цены на природный газ, уголь и квоты на выбросы углерода, которыми должны владеть крупные эмитенты, подпитывали друг друга и подняли цены на электроэнергию до рекордно высокого уровня.
Производитель цинка Nyrstar Netherlands (Holdings) BV начал замедлять работу своего электрифицированного завода в Будел-Дорплейн в середине сентября после скачка цен на электроэнергию. Электростанция работает не на полную мощность до нескольких часов в день, когда цены на электроэнергию достигают пика. Цинковые покрытия используются на стали, а металл является ингредиентом пластмасс, аккумуляторов и фармацевтических препаратов.
«Nyrstar» впервые принимает такие меры с момента резкого скачка энергетических рынков в 2008–2009 годах на фоне быстрого роста экономики Китая, сказал Гвидо Янссен, вице-президент по европейским операциям. «Это действительно ненормальная ситуация», - сказал он.
Норвежский производитель удобрений Yara International ASA сократил производство аммиака в Европе на 40% в сентябре, заявив, что рекордные цены на газ сделали этот процесс нерентабельным. Природный газ входит в состав аммиака, который используется в удобрениях.
British Steel Ltd. в этом месяце начала взимать дополнительные 25 долларов за метрическую тонну своего легированного металла, чтобы переложить часть затрат на электроэнергию на клиентов.
«Колоссальные затраты, с которыми мы сейчас сталкиваемся, делают невозможным рентабельное производство стали в определенное время дня», - сказал представитель British Steel.
В Северной Америке топливо стоит дороже, чем было с тех пор, как индустрия гидроразрыва изменила рынок. Если цены на природный газ в США продолжат расти примерно до 10 долларов за миллион британских тепловых единиц, по сравнению с почти 6 долларами сейчас, некоторые производители не смогут получить прибыль и, возможно, им придется закрыть часть производств, сказал Пол Чичио, президент производственной торговой группы, объединяющей промышленных потребителей энергии в Америке.
«Каждый раз, когда цена на природный газ в США повышается, происходит сокращение рабочих мест в обрабатывающей промышленности», - сказал г-н Чичио в интервью.
По данным аналитической компании Kpler, после выхода из активного периода пандемии мировой спрос на СПГ вырос на 5,3% за первые девять месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Предложение было вялым и низким, отчасти из-за экстремальной и необычной погоды. В феврале в Техасе замерзли газовые скважины, а в конце лета ураганы остановили добычу газа в Мексиканском заливе. Скорость ветра в Европе была ниже, чем обычно, что ограничивало выработку энергии из возобновляемых источников энергии.
Зима в Европе 2020-2021 годов затянулась, сократив время, обычно используемое для восстановления запасов газа. По словам Наташи Филдинг, аналитика Argus Media, в среднем за последние пять лет запасы газа в ПГХ в Европе в начале октября были на 18% выше, чем в этом году.
Засуха в Бразилии, южном Китае и США понизила уровень воды на плотинах гидроэлектростанций. По данным Kpler, поскольку производство гидроэлектроэнергии в Бразилии упало, страна присоединилась к схватке за поставки газа, импортировав больше всего СПГ с 2013 года в прошлом месяце.
Более долгосрочные изменения в работе газового рынка привели к тому, что больше грузов стало направляться покупателям, предлагающими самые высокие цены в мире.
Исторически сложилось так, что на рынке СПГ преобладали долгосрочные контракты, так как владельцы экспортных терминалов продавали покупателям значительную часть своих мощностей до того, как построили объекты. Оставшиеся непроданные мощности они оставляли для спотовых грузов, которые легко доступны и не привязаны к долгосрочным контрактам.
В наши дни, когда все еще работает еще несколько экспортных мощностей, особенно в США, распространение спотовых грузов создало рынок, более чувствительный к колебаниям цен.
Этот срыв привел к войне с высокими ставками. Азиатские покупатели в Южной Корее и Японии, более привыкшие платить за энергоносители по высоким ценам, летом держали ставки на повышенном уровне. Это тянуло суда на восток, лишая Европу СПГ в тот период, когда она обычно накапливает запасы на зиму.
В последнее время Европа одержала большую победу. Аналитики считают, что ключевой ориентир цен на природный газ в Европе торгуется на уровне, сопоставимом с уровнем, который отслеживает азиатские цены на СПГ, что, вероятно, поможет привлечь больше газа в Европу.
По данным Kpler, европейский импорт СПГ в сентябре вырос примерно на 35% по сравнению с августом. По данным компаний по отслеживанию судов, в конце прошлой недели Gaslog Salem, танкер для перевозки сжиженного природного газа, который отправился из побережья Мексиканского залива в Азию, изменил маршрут в Средиземное море.
В некоторых случаях грузы перенаправлялись из-за того, что трейдеры продают продукт тем, кто предлагает более высокую цену, и платят неустойку первоначальному покупателю, или грузоотправители отменяют контракты в пользу большей прибыли, по словам специалистов по отслеживанию судов и отраслевых консультантов.
«Рынок распределяет предложение по цене, что необычно - СПГ исторически работал иначе», - сказал Джейсон Фер, глава отдела бизнес-аналитики в судовой маклерской компании Poten & Partners Inc.
В США экспортеры газа, возникшие у берегов Америки с начала сланцевого бума, были созданы для того, чтобы извлечь выгоду из разрыва между ценами в США и международными ценами. Разница никогда не была такой большой, как сейчас - цены в Азии и Европе составляют около 40 долларов за миллион БТЕ.
По словам судовых маклеров, трейдеров и судовладельцев, трейдеры и энергетические компании, контролирующие крупные флотилии СПГ, такие как Shell, скорее всего, извлекают выгоду из арбитража. Тем не менее, около 70% контрактов Shell на СПГ являются долгосрочными, а это означает, что способность получать прибыль от скачков цен ограничена, сказал источник, знакомый с этим вопросом.
По последним данным США, многие поставщики СПГ уже работают на полную мощность, экспортируя почти рекордные объемы - около 9,7 млрд кубических футов газа в день в июле.
Cheniere Energy Inc., крупнейший экспортер США, в среднем загружает около 1,5 груза СПГ через свои два предприятия на побережье Мексиканского залива. Это больше, чем в среднем около одного груза в день в 2020 году, отчасти из-за восстановления рынка после пандемии и после расширения одного из предприятий компании.
Американские предприятия по экспорту СПГ, которые сжижают газ путем его охлаждения, также близки к полной загруженности. На создание новых мощностей уйдут годы, а проекты, санкционированные несколько лет назад, стартуют не так скоро, чтобы до зимы в Европу поступало больше газа.
Между тем производители природного газа пообещали поддерживать расходы и добычу на нефтяных месторождениях примерно на одном уровне, чтобы направить больше денежных средств акционерам, а это означает, что в ближайшей перспективе маловероятно значительное увеличение предложения.
«Мы можем наращивать поставки, но сейчас мы находимся в другой эпохе развития сланцевой промышленности, - сказал Тоби Райс, генеральный директор крупнейшего производителя газа в США EQT Corp.
Он сказал, что сланцевые компании нуждаются в новых трубопроводах и заводах по производству сжиженного природного газа для удовлетворения мирового спроса, но нормативные тупики сказались на затратах на строительство инфраструктуры и оставили некоторые части страны с меньшим количеством вариантов поставок.
По данным консалтинговой фирмы Spears &, стоимость бурения скважины и ввода ее в эксплуатацию для нефтедобывающих компаний увеличивалась примерно на 2,5% в каждом из первых трех кварталов этого года, а до последних трех месяцев 2021 года ожидается рост еще на 3%.
По словам руководителей нефтяных компаний, опрошенных Федеральным резервным банком Далласа, также не хватает квалифицированных рабочих, чтобы заполнить все вакансии на нефтяносном участке, а заработная плата резко выросла.
«Требуется время, чтобы отреагировать. Если они хотят увеличить добычу, им нужно найти людей», - сказал Линьхуа Гуань, исполнительный директор частной техасской нефтегазовой компании Surge Energy. «В прошлом году у них были огромные увольнения».
Некоторые сланцевые компании использовали контракты хеджирования и другие производные инструменты для фиксации цен на часть своей будущей добычи, когда рынок торговался на уровне около 3 долларов за миллион БТЕ. Это дало им страховку от возможного обвала цен, но ограничивает возможность извлекать выгоду из текущего роста цен, что является еще одним сдерживающим фактором для увеличения предложения.
В Европе правительства использовали природный газ как ступеньку для перехода от угля и нефти к возобновляемым источникам энергии. Но сокращение предложения означает, что угольные электростанции выйдут почти на полную мощность, сказал Гленн Риксон, руководитель отдела анализа энергетики в Европе в S&P Global Platts, хотя некоторые из них простаивали из-за нехватки угля.
А итальянская Сан-Филиппо-дель-Мела, крупнейшая в Западной Европе нефтяная электростанция, с начала лета вырабатывает в среднем около 125 мегаватт электроэнергии в день. Это более чем вдвое больше, чем 50 мегаватт, которые она производила каждый день с 2018 по 2020 год, сказал г-н Риксон.
По словам Филипа Ламберта, исполнительного директора консалтинговой фирмы Lambert Energy Advisory Ltd, правительства переходят на газ вместо угля, чтобы перекрыть выбросы углерода и уменьшить загрязнение городов, но не инвестировали достаточно средств в добычу газа или инфраструктуру СПГ.
«Теперь у нас очень и очень печальный кризис».
По материлам Wall Street Journal
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram