Система грузоперевозок, лежащая в основе глобализации — производство на одной стороне планеты, связанное с потребителями на другой, — оказалась слишком неповоротливой, чтобы справиться с ударами, нанесенными Covid-19, или быстро оправиться от потрясений в сфере потребительского спроса и на рынке труда. Это привело к сбоям в цепочке поставок, остановке заводов и росту инфляции. Основная проблема связана с перевозкой грузов, которая возникла из-за внезапной нехватки грузовых контейнеров.
1. Почему контейнеры имеют такое большое значение?
Примерно 6000 судов перевозят около 25 миллионов стандартизированных морских контейнеров по морям, образуя хрупкую сеть, синхронизированную с портами, железнодорожными магистралями и сетями грузовых перевозок. Эта система помогла миллионам людей преодолеть нищету и породила поколение покупателей, ориентированных на скидки. В обычное время она работает настолько хорошо, что это привело к масштабному внедрению более эффективных принципов управления запасами «точно в срок». Однако кризис Covid-19 привел к непредсказуемому спросу на товары и периодическим локдаунам, из-за которых была остановлена работа портовых терминалов. В результате операторам 40-футовых контейнеров приходится прилагать немало усилий, чтобы справиться с потоком трафика. При этом нехватка контейнеров возникает в тех местах и в то время, когда они нужны больше всего. К октябрю 2021 года тарифы на морские перевозки выросли в десять раз по сравнению с предыдущим годом, что вызвало беспокойство по поводу сезона праздничных покупок в конце года и сохранения сбоев в 2022 году.
2. Что привело сломало систему?
Китай восстанавливался после пандемии быстрее, чем другие страны, поэтому в страну было отправлено больше контейнеров, поскольку производители пытались наверстать упущенное. Но после доставки в американские порты, такие как Лос-Анджелес, задержки, связанные с Covid-19, перекрыли одну из главных торговых магистралей как раз в тот момент, когда магазины пытались удовлетворить внезапно возросший спрос. Задержки на автобазах и железнодорожных узлах усугублялись уходом портовых рабочих на больничный и нехваткой водителей грузовиков. К началу 2021 года сбои распространились на другие регионы, включая Европу. Кризис усилился из-за странного происшествия в Суэцком канале, когда в марте там село на мель гигантское судно, заблокировавшее маршрут в обоих направлениях примерно на неделю. Задержки — это больше, чем просто помеха для импортеров, ожидающих доставки товаров: они истощают возможности системы, поддерживая высокие ставки.
3. Почему отрасль грузоперевозок не смогла адаптироваться?
Концентрация в отрасли грузоперевозок снижает конкуренцию, которая помогла бы приспособиться к быстро меняющемуся спросу. В 2017 году около десятка контейнерных линий, контролирующих 80 % мирового рынка, сформировали три основных альянса для совместного использования судов, сотрудничества на маршрутах и ограничения избыточных мощностей — соглашение, которое напоминает олигополию. Крупные компании обычно фиксируют транспортные расходы с помощью долгосрочных контрактов. Но в условиях пандемии производители, столкнувшиеся с нехваткой ключевых компонентов и более высокими затратами на сырье, были вынуждены участвовать в торгах, чтобы получить места на судах. В результате экспортеры повысили цены или вообще отменили поставки. Некоторые перевозчики — группа публичных, частных и государственных фирм, в основном базирующихся в Азии и Европе, — получили рекордную прибыль, в том числе крупнейшая в мире контейнерная линия A.P.Moller-Maersk A/S, базирующаяся в Копенгагене. По оценкам аналитиков, в 2021 году отрасль может получить непредвиденный доход свыше $100 млрд.
4. Что можно сделать?
Американские и европейские регуляторы подняли вопрос по поводу ограниченной конкуренции. Президент Джо Байден в указе от июля 2021 года, направленном на некоторые отрасли, попросил Федеральную морскую комиссию США «обеспечить активную реализацию нормативно-правовых актов в отношении грузоотправителей, взимающих с американских экспортеров чрезмерную плату». Агентство уже занималось изучением практики возврата перевозчиками пустых контейнеров в Азию, вместо того, чтобы подождать, пока они будут заполнены американскими товарами, поскольку маршрут на восток оказался настолько выгодным. Национальные органы власти могут повлиять лишь на некоторые отраслевые практики. Порт Лос-Анджелеса, который вместе с расположенным рядом портом Лонг-Бич является самым загруженным контейнерным узлом в США, объявил о переходе на круглосуточную работу семь дней в неделю после обсуждений с администрацией Байдена и профсоюзами. Однако глобальный характер контейнерной торговли означает, что она находится вне досягаемости национальных регуляторов, которые вряд ли могут сделать многое для контроля цен.
5. Когда удастся решить проблему?
Не ясно. Большинство аналитиков считали, что ставки начнут снижаться к середине 2021 года, но они продолжили расти и стали сокращаться только в октябре. По состоянию на 7 октября стоимость отправки контейнера по оживленному маршруту из Китая на Западное побережье США составляла $11 000 по сравнению со средним показателем за десятилетие до пандемии менее $2000. Опрос менеджеров по закупкам в США, проведенный Институтом управления снабжением, показал, что проблемы с доставкой привели к увеличению среднего времени выполнения заказов на поставку производственных материалов в сентябре до 92 дней, что является самым высоким показателем за период с 1987 года.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Стоимость фрахта сухогрузов может резко вырасти