Потребители во всем мире столкнутся с еще более высокими ценами на предметы повседневного обихода, предупредили в крупных компаниях, от Unilever Plc до производителя смазки WD-40 Co., на этой неделе, поскольку они борются с проблемами снабжения. Производитель мыла Dove и батончиков мороженого Magnum поднял цены в среднем более чем на 4% в прошлом квартале, что является самым большим скачком с 2012 года, и сообщил, что повышение цен ожидается и в следующем году. Похожий рефрен исходил от Nestle SA, Procter & Gamble Co., а также Danone SA, продукция которых доминирует как на полках супермаркетов, так и дома у потребителей.
«Нас ожидает еще как минимум 12 месяцев инфляционного давления», - заявил генеральный директор Unilever Алан Джоуп в интервью Bloomberg Television. «Мы находимся в условиях роста инфляции, что происходит раз в два десятилетия».
Компании сталкиваются с множеством проблем, связанных с цепочкой поставок, а также с более высокими затратами на энергию, сырье, упаковку и доставку. В то время как большинство производителей потребительских товаров, представивших результаты на этой неделе, выразили уверенность, что они смогут ограничить долгосрочный удар по прибылям, это означает, что нагрузка переходит на потребителей, увеличивая давление на их карманы по мере приближения Рождества.
Инфляция в США в этом году резко ускорилась до самого высокого уровня с 2008 года. Развитые экономики после снятия большинства пандемических ограничений столкнулись с дисбалансом спроса и предложения, который поднял уровень инфляции выше 4% - во второй раз за последние два десятилетия.
График общей и продуктовой инфляции. Данные Bloomberg
В Великобритании стоимость хеджирования против инфляции в течение следующего десятилетия выросла в пятницу до самого высокого уровня за 25 лет. Возвращение инфляционной угрозы знаменует собой кардинальные изменения в мировой экономике и представляет собой новую проблему для руководители центральных банков после многих лет занижения целевых показателей инфляции. Они пытаются выяснить, следует ли им ускорить процесс отхода от стимулов или лучше пожождать, потому что скачки цен носят временный характер.
«Инфляция сейчас стала проблемой во всем мире», - сказал Дженнифер Ли, старший экономист BMO Capital Markets. «Это просто то, с чем потребителям просто нужно смириться».
График роста цен в компании Unilever. Данные и Bloomberg
Компании обычно повышают цены постепенно, поэтому начало инфляционного периода обычно больше всего вредит их прибыльности. Если они переложат рост затрат слишком быстро, покупатели переключатся на более дешевые товары от конкурентов или откложат покупки. Некоторые из них также заключили долгосрочные контракты, из-за чего домохозяйства испытывают затруднения.
«Вы не можете переносить увеличение цен (на потребителя) ежедневно», - сказал генеральный директор Nestle Марк Шнайдер на этой неделе в эфире Bloomberg TV. «Но сейчас этот процесс продолжается».
Общие цены Nestle выросли на 2,1% в третьем квартале, что является самым быстрым ростом как минимум за пять лет. Потребители на развивающихся рынках до сих пор сталкивались с самой высокой инфляцией, как видно из результатов Nestle. Швейцарский пищевой гигант, производящий кофе Nespresso и пиццу DiGiorno, за первые девять месяцев года поднял цены в таких странах на 2,6%, что в три раза превышает темпы роста на развитых рынках. Шнайдер ожидает, что в этом году рентабельность снизится, учитывая временной лаг, необходимый для покрытия более высоких затрат. Затем она должна показать улучшение в 2022 году.
«Что касается инфляции, ситуация будет ухудшаться. Мы работаем над ценообразованием, чтобы компенсировать большую часть потерь», - сказал Шнайдер.
Danone также указала, что покупатели в Европе и США не избежат давления. Ожидается, что во втором полугодии затраты вырастут примерно на 9%.
«В следующем году мы можем увидеть еще более высокие темпы инфляции», - сказал финансовый директор Юрген Эссер во время онлайн-конференции.
P&G, производитель смягчителя ткани Downy и салфеток для лица Puffs, ожидает в этом финансовом году увеличение расходов в размере 2,3 миллиарда долларов из-за повышения стоимости товаров и фрахта. Это повышение цен на многие продукты и говорит о том, что ситуация будет продолжать «развиваться» (по худшему для потребителя сценарию).
Федеральная резервная система заявила в отчет об экономике США на этой неделе, что многие фирмы демонстрируют «большую способность оплачивать рост затрат для клиентов в условиях высокого спроса». Инфляционные ожидания в США выросли до самого высокого уровня с 2005 года - это сигнал о том, что финансовые рынки теряют веру в идею «преходящей» инфляции.
В Великобритании рост цен будет более чем вдвое превышать целевой показатель Банка Англии. Британские потребители особенно уязвимы, поскольку Brexit усугубляет проблемы. По данным Федерации продуктов питания и напитков, в гостиничном секторе страны не хватает примерно 500 000 рабочих, а рост затрат достигает 18%. Заработная плата водителей грузовиков взлетела из-за нехватки рабочих рук после Брексита. Транспортировка товаров становится кошмаром для бакалейщиков Великобритании.
Ценовое давление не ограничивается повседневными товарами. По данным Auto Trader Group Plc, покупатели подержанных автомобилей в Великобритании тратят примерно на четверть больше, чем год назад, поскольку растущий спрос сталкивается с низким предложением. В нем говорится, что 17% автомобилей младше одного года дороже новых аналогов. Джей Ремболт, финансовый директор WD-40, производителя промышленных смазок и чистящих средств из Сан-Диего, заявил во время телефонной конференции, что компания переживает «значительный рост» транспортных расходов и сборов с поставщиков. Ответом на это будет повышение цен.
«Мы видим, что цены останутся высокими до середины следующего года, прежде чем мы начнем видеть некоторое облегчение на фронте цепочки поставок», - сказал Ли из BMO.
Томас Мюльер, Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
МВФ снижает прогнозы по росту мировой экономики и предупреждает о риске инфляции