По мере того как потребление энергии в мире возвращается к допандемийному уровню, цепочки поставок не справляются со спросом. Теперь, как раз когда в Шотландии проходит климатический саммит COP26, призванный обеспечить глобальную декарбонизацию, Китай переходит на уголь, Индия, которая уже на 70 % зависит от самого грязного ископаемого топлива в энергетическом балансе, находится на грани полного истощения запасов угля, а зависимость Европейского союза от ископаемого топлива стала более очевидной по мере роста цен на энергоносители.
Однако сохранение проблем в глобальной цепочке поставок — это лишь часть истории. Согласно недавнему отчету Reuters, сокращение поставок может быть отчасти обусловлено засухой. В Китае находятся крупнейшие гидроэлектростанции в мире, и на этот сектор приходится почти 10% энергетического баланса страны. Однако повышение температуры и изменение характера осадков может привести к серьезным проблемам для гидроэлектростанций по всему миру.
«В этом году засухи, спровоцированные изменением климата, привели к крупнейшим сбоям в производстве гидроэнергии за последние десятилетия в таких регионах, как запад США и Бразилия, — сообщило агентство Reuters в августе. — Гидроэнергетика в провинции Юньнань в юго-западной части Китая все еще восстанавливается после последствий сильной прошлогодней засухи».
Теперь снижение выработки гидроэнергии в Китае подрывает глобальные цепочки поставок, поскольку Пекин ищет другие источники энергии, чтобы заполнить этот пробел, тем самым еще больше сокращая мировые поставки угля, нефти и природного газа.
Россия в выигрыше
Однако одна страна может выиграть от нынешнего сокращения предложения. По мере того как Европа, Китай и Индия — одни из крупнейших экономик мира — сталкиваются с новыми проблемами, Россия, похоже, намеренно ограничивает поставки природного газа ради собственной геополитической выгоды. Многие считают, что Россия использует поставки природного газа «в качестве оружия», чтобы заставить Европу подчиниться воле Кремля. Скорее всего, основным фактором мотивации является «Северный поток-2». Строительство трубопровода стоимостью $11 млрд, соединяющего Россию и Германию через Балтийское море, уже завершено, однако он пока не запущен из опасений, что после этого Россия получит слишком большое влияние над Европейским союзом. Теперь Россия может усилить давление, чтобы ускорить открытие трубопровода, что, несомненно, только увеличит ее власть.
«Я думаю, мы приблизимся к этой черте, если у России действительно есть газ, а она не будет поставлять его, и сделает это только в том случае, если Европа согласится с другими требованиями, которые совершенно не имеют к этому отношения, — цитирует Reuters советника Байдена Амоса Хохштейна. — Я не сомневаюсь, и (Международное энергетическое агентство) подтвердило это, что единственным поставщиком, который действительно может существенно повлиять на европейскую энергетическую безопасность этой зимой, является Россия».
Владимир Путин опроверг заявления о том, что Россия целенаправленно ограничивает поставки энергоносителей.
Москва готова извлечь огромную выгоду как в стратегическом, так и в финансовом плане от ситуации в Азии и Европе этой зимой. Китай и Индия тоже рассчитывают на российский импорт, чтобы обеспечить электроснабжение. В обеих странах уже зафиксированы отключения электроэнергии из-за сокращения поставок в этом году. По сообщениям Al Jazeera, ожидается, что в этом году Пекин купит у Газпрома 10 млрд кубометров природного газа, который будет поставлен по восточному маршруту трубопровода Китай — Россия. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Индия также недавно подписала соглашение с Россией о продаже 40 млн тонн коксующегося угля в год.
Подготовлено Profinance.ru по материалам OilPrice
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Цены на газ в Европе упали на $100 до $750 на сообщениях из России
Глава Нафтогаза в интервью FT предрек войну с Россией в случае прекращения транзита через Украину
Решение Газпрома спровоцировало новый скачок цен на газ в Европе
«Газпром» владеет запасами газа на $45 трлн, но стоит лишь $120 млрд с небольшим