Мировые рынки облигаций переживают худший год с 1999 года после того, как всплеск инфляции по всему миру ударил по данному классу активов, который обычно болезненно переносит рост цен.
На данный момент глобальный совокупный индекс облигаций Barclays — общий показатель суверенного и корпоративного долга в размере $68 трлн — демонстрирует отрицательную динамику на уровне 4.8% в 2021 году.
Снижение в основном обусловлено двумя активными распродажами государственного долга. В начале года инвесторы избавлялись от долгосрочных государственных облигаций в рамках так называемой «торговли на рефляции» в расчете, что восстановление после пандемии приведет к устойчивому росту и инфляции. Затем, осенью, краткосрочные облигации резко обвалились, поскольку центральные банки дали понять, что готовятся принять меры в ответ на высокую инфляцию, повысив процентные ставки.
В США, на чью долю приходится более трети индекса, и где инфляция в ноябре достигла сорокалетнего максимума на уровне 6.8%, доходность 10-летних казначейских облигаций выросла до 1.49% по сравнению с 0.93% в начале года на фоне падения стоимости облигаций. Доходность за два года выросла с 0.12% до 0.65%.
«Мы не должны слишком удивляться, что облигации являются плохой инвестицией, когда инфляция находится на уровне 6%, — отметил Джеймс Эйти, портфельный менеджер Aberdeen Standard Investments. — Плохая новость для инвесторов в облигации в том, что следующий год, скорее всего, тоже будет непростым. Возможны дальнейшие потрясения, если центральные банки будут действовать быстрее, чем ожидалось, и я не думаю, что [более рискованные облигации] имеют привлекательную цену».
Рано делать выводы
За время роста рынков облигаций в течение сорока лет отрицательная доходность наблюдалась довольно редко. В последний раз глобальный совокупный индекс демонстрировал более низкую доходность в 1999 году, когда он потерял 5.2% из-за перехода инвесторов с рынков облигаций на фондовый рынок эпохи доткомов, который тогда переживал бум.
Несмотря на убытки в 2021 году и перспективу ужесточения монетарной политики в следующем году со стороны Федеральной резервной системы и других центральных банков, некоторые управляющие фондами считают, что пока преждевременно говорить об окончании 40-летнего бычьего рынка облигаций.
Долгосрочная доходность достигла пика в марте, а затем снизилась, когда рынки стали учитывать в ценах три повышения процентных ставок Федрезервом и четыре Банком Англии в следующем году, наряду с сокращением покупок активов Европейским центральным банком.
Как отметил Ник Хейс, портфельный менеджер Axa Investment Managers, недавний рост долгосрочных долговых инструментов свидетельствует о том, что, по мнению инвесторов, центральные банки подорвут восстановление экономики или спровоцируют распродажу акций на фондовом рынке в случае слишком быстрого ужесточения политики.
«Чем сильнее вы повышаете ставки сегодня, тем больше они должны снизиться через пару лет, — заявил Хейс. — И, если фондовый рынок немного восстановится, людям вдруг снова понравятся облигации. Я не говорю, что в следующем году нас ждет двузначный рост, но факт в том, что если оглянуться назад на несколько десятилетий, то можно увидеть, что после отрицательного года, как правило, наступает положительный».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Экономика США бурно развивается за счет остального мира
Омикрон превращается в Гринча, который украдет Рождество
В 2022 году на рынках начнутся проблемы с ликвидностью — мнение эксперта