Дефицит солей лития может сорвать энергетический переход. В последние 18 месяцев цены на карбонат лития и гидроксид лития росли безумными темпами, и с начала этого года тенденция только ускорилась.
По данным S&P Global Platt, в январе 2021 года карбонат лития стоил около $9600 за тонну, а в конце января этого года он торговался свыше $50000 за тонну. Это говорит о панических покупках, а не о рациональном ценообразовании.
Такая ситуация обусловлена ростом спроса на фоне нормативных актов и потребительских решений в Европе, США и Китае, а также ограниченного предложения из-за недостаточных инвестиций в последние годы. Несмотря на поставки лития с новых или модернизированных рудников в Австралии, США, Бразилии и других странах, в Чили и Сербии местная оппозиция закрывает или ограничивает работу рудников.
«Технология», или использование различных химических составов в аккумуляторах, а также более эффективное применение доступных материалов, ограничивается физическими свойствами или требованиями к весу. Даже углубленный анализ и разработка проектов не позволяют удовлетворить потребности в литии до 2030, 2035 или 2050 года, вне зависимости от выбранной политической цели.
И магическое мышление здесь не поможет. Как отметил Кристоф Пиллот, консультант по аккумуляторам и директор Avicenna Energy в Париже, в аккумуляторах нет аналога «закону Мура», согласно которому количество компонентов, которые можно разместить на интегральной схеме, удваивается каждый год.
«Плотность энергии, время автономной работы, время зарядки и т.д. оптимизируется, однако в ближайшие пять-десять лет революции не будет. Производительность будет повышаться, скажем, на 5% в год, и над этим придется поработать», — добавил он.
Экологические факторы
Правительства в США и Европе стремятся очистить технологии производства аккумуляторов, однако сложно обеспечить воспроизведение добычи и переработки металлов. Новое правительство Чили настаивает на том, что использование практически незаменимой ископаемой воды для производства большего количества солей лития в пустыне Атакама не обосновано с экологической и социальной точки зрения.
Защитники окружающей среды в богатых странах утверждают, что аккумуляторы должны изготавливаться из переработанных материалов. Однако металлолом нужно собрать и подготовить к повторному производству; потери неизбежны. Даже теоретически это не поможет увеличить общее количество необходимых материалов для аккумуляторов.
Мир привык к мобильным устройствам на базе микропроцессоров, число которых стремительно растет. И вот здесь закон Мура работает. Но, чтобы привести в движение транспортные средства, перевозящие товары и людей, требуется намного больше энергии, чем для телефонов или ноутбуков. Кроме того, после определенного момента увеличение энергии в батарейных отсеках повышает риск возгорания аккумуляторов.
В Китае электромобили распространяются быстрее, чем в США или Европе. Тем не менее, страна не стала импортировать некоторые материалы для аккумуляторов и избежала дефицита, используя литий-железо-фосфатные соединения для определенных деталей вместо дорогих соединений никеля и кобальта, которые позволяют расширить ассортимент в богатых странах. Применение дешевого и местного сырья — рациональный выбор для легковых автомобилей, небольших грузовиков и автобусов, перемещающихся в пределах города.
Как увеличить поставки?
Даже Китай не может удовлетворить все свои потребности в литии, которые сильно зависят от импорта руды из Австралии и солей из Чили. Примечательно, что чаще всего используются ряды цен на литий, которые относятся к карбонату лития в китайских юанях за тонну.
Почему бы людям не добывать и перерабатывать больше лития, особенно по таким ценам?
Как отметил один инвестор в горнодобывающую отрасль: «Да, в конце концов придут какие-нибудь безумные австралийские горняки, и люди, которые сейчас просто хранят запасы (или спекулируют — ред.), в какой-то момент начнут продавать. Тогда цены рухнут, как и в прошлом цикле».
Тогда литий упал с более чем $17000 за тонну в 2015 году примерно до $8000 в 2018 году, а затем цены колебались примерно до начала прошлого года.
Теоретически, производители электромобилей и хранилищ могли бы в ответ заключать контракты с поставкой на четыре или пять лет вперед, чтобы обеспечить инвестиции в добычу полезных ископаемых.
Кажется, что это просто, но, как отметил один экономист: «Полтора года назад, во время вспышки Covid, кто бы стал делать пятилетнюю ставку на огромный рост использования транспортных средств? Автопроизводители могли бы оказаться в другой ситуации быстрее, чем удалось бы обеспечить поставки металла».
Можно подумать, что государственные инвестиции в исследования и разработки способствовали инновациям, но нет. Профессор Массачусетского технологического института Дональд Сэдовэй, специалист в области аккумуляторных технологий, заявил, что «даже ARPA-E (американское агентство передовых исследований в области энергетики) нужны планы по выходу на рынок и только счастливый конец». Так что придется платить за свои ноутбуки и электромобили.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Рост лития на 479% в 2021 году возглавил ралли металлов для аккумуляторных батарей