Сокращение поставок газа в Европу является экономическим козырем Москвы на случай ужесточения западных санкций при вторжении на Украину. Однако перед контрмерами Кремля уязвимы и другие секторы ЕС, а не только энергетика.
Политики опасаются, что блок хуже подготовлен по сравнению с Москвой, где стратегия Путина «крепость Россия» призвана помочь стране выдержать более жесткие санкции.
Нарушение торговых связей усилит инфляционное давление и ограничит деятельность многих европейских предприятий: от поставщиков технологий и кредиторов до экспортеров и производителей товаров, зависящих от сырья.
«Геополитические угрозы в Европе, если бы они материализовались, безусловно, повлияли на стоимость энергоносителей... но [они] также сказались бы на экономическом росте из-за снижения доходов и, возможно, сокращения потребления и отложенных инвестиций», — заявила президент Европейского центрального банка Кристин Лагард на прошлой неделе.
Энергетическая зависимость
Россия является крупнейшим поставщиком энергии в ЕС. Блок импортирует из России около 40% природного газа и почти треть поставок нефти. США, чистый экспортер энергии, и ЕС обсуждают возможность альтернативных поставок энергоносителей. Запасы газа ниже исторического уровня, при этом цены в последние месяцы резко выросли, что дает России дополнительные рычаги давления.
«Правда в том, что Европа не может заменить российский газ», — отметил Рональд Смит, старший аналитик по нефти и газу в BCS Global Markets.
В случае конфликта цены на природный газ «могут с легкостью вернуться к максимуму [декабря 2021 года] на уровне €180 за МВт-ч, — заявил Эндрю Кеннингем, главный экономист Capital Economics по Европе. — Нормирование энергопотребления может подтолкнуть экономику к рецессии».
По мнению брюссельского аналитического центра Bruegel, ЕС потребуются «сложные и дорогостоящие решения» для ограничения промышленного и потребительского спроса, чтобы пережить крупномасштабные перебои в поставках газа до лета. Более того, после отказа от атомной энергии и угля такие страны, как Германия, имеют ограниченные возможности для перехода на другие источники энергии в краткосрочной перспективе.
Трубопровод «Северный поток-2», идущий из России в Германию, также может оказаться под санкциями, тогда как Великобритания и ЕС обсуждают сворачивание новых российских газовых проектов.
Однако, как и в 2014 году, когда против России были введены санкции после присоединения Крыма, большинство экономистов не ожидают, что потоки газа полностью перекроются, поскольку Россия хочет, чтобы ее считали надежным поставщиком энергии.
«Российское газовое оружие слишком мощное, чтобы использовать его или, в сущности, даже упоминать напрямую на переговорах по поводу того или иного разногласия между странами», — добавил Смит.
Между тем совместные предприятия европейских нефтяных компаний, таких как BP, Total и Shell, в России могут быть сорваны в случае введения новых санкций.
Поставки под угрозой
Россия является ведущим экспортером сырья и входит в список поставщиков важнейших сырьевых товаров Европейской комиссии.
Россия поставляет около 40% мирового палладия, который необходим для производства нейтрализаторов, используемых в автомобилях для ограничения вредных выбросов, и примерно 30% титана, который имеет большое значение для аэрокосмической отрасли.
Европейская компания Airbus, которая получает около половины поставок титана из России, а также ее американский конкурент Boeing используют большое количество металла при производстве самолетов. Airbus заявил, что будет «строго соблюдать любые санкции и правила экспортного контроля».
Доля российского импорта (некоторые сырьевые активы)
Источник: The Financial Times
Чиновники из ЕС также обсуждают введение жесткого контроля за экспортом западных технологий.
Уоррен Паттерсон, глава подразделения ING по сырьевым стратегиям, заявил, что санкции, введенные в отношении российских банков или отраслей промышленности, вероятно, будут иметь «далеко идущие последствия для сырьевого комплекса», которые могут распространиться на те рынки, где страна является ведущим экспортером, включая алюминий, никель, медь и платину.
Кредиторы, инвесторы и рынки обеспокоены
Напряженность между Россией и Украиной усилила волатильность на фондовых рынках в этом году. В последние недели наблюдается падение акций компаний, заинтересованных в регионе, таких как финский производитель шин Nokian Renkaat или датский производитель пива Carlsberg. В прошлом месяце итальянский банк UniCredit отказался от покупки российского банка «Открытие».
«Нервозность инвесторов может быстро распространиться и на те секторы, которые должны быть относительно безопасными», — считает Анхель Талавера из Oxford Economics.
ЕЦБ предупредил, что кредиторы тоже подвержены риску. По данным Банка международных расчетов, российские компании должны банкам ЕС около $60 млрд, что почти в четыре раза больше, чем сумма, которую они должны американским банкам. Могут быть заморожены крупные суммы, размещенные российскими компаниями в банках ЕС.
Украинское правительство должно держателям суверенных облигаций около $23 млрд. Держатели облигаций переживают все сильнее из-за возможного дефолта или реструктуризации. Стоимость страховки от дефолта удвоилась с сентября.
Инвесторы заявили, что полномасштабное вторжение на Украину спровоцирует бегство в безопасное место на мировых рынках, подальше от акций, в государственные облигации или другие традиционные убежища, такие как швейцарский франк, иена и золото.
Отключение России от международных платежных систем или ограничение доступа к долларам также ударит по контрагентам в Европе.
Сокращение торговли и инвестиций
Торговые связи между Россией и восточными странами ЕС особенно сильны в некоторых секторах — от польских химических заводов до латвийских производителей спиртных напитков. Россия является крупнейшим экспортным рынком для латвийских товаров и вторым по величине рынком для литовской продукции.
В целом Россия является пятым по величине экспортным рынком для блока, на долю которого в 2020 году придется 4% экспорта товаров.
Однако торговля между крупными экономиками ЕС и Россией сократилась после присоединения Крыма. На долю России приходится менее 2% экспорта товаров из Германии, Италии или Франции.
«Прямые торговые связи между Россией и Европой ограничены и сократились после крымского кризиса», — отметила Надя Гарби, старший экономист Pictet Wealth Management.
По данным FDI Markets, ЕС остается крупнейшим инвестором в Россию во главе с Германией, но в прошлом году прямые иностранные инвестиции в страну составили менее половины от показателя десятилетней давности и составили $6 млрд.
Хотя аналитики заявили, что большинство предприятий, работающих с Россией, достаточно устойчивы, чтобы справиться с перебоями, Лагард предупредила, что усиление напряженности может привести к «росту расходов по всей структуре цен» в экономике еврозоны.
«Мир намного лучше любой войны с экономической точки зрения», — добавила она.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Цены на нефть упадут до 70 долларов, если напряженность между Россией и Украиной ослабнет
Напряженность между Россией и Украиной может оказаться возможностью для покупок
Полное прекращение поставок газа из России грозит Европе катастрофой