Любой сценарий, при котором потоки на запад от второго по величине экспортера нефти в мире сократятся, сильно повлияет на и так уже дефицитный рынок нефти.
Однако реальность такова, что взаимная зависимость Европы и России от рынка нефти сделает неожиданным любой серьезный сбой в экспорте. Если бы напряженность привела к значительному сокращению поставок нефти на запад, это имело бы разрушительные экономические последствия как для Москвы, так и для Европы.
Ежедневно на запад направляется около 2.3 млн баррелей российской нефти — около $75 млрд в год по текущим спотовым ценам — по сети трубопроводов, ведущих к экспортным терминалам на Балтийском и Черном морях. Кроме того, нефть поступает непосредственно на нефтеперерабатывающие заводы в Центральной и Восточной Европе.
Доход также увеличивается за счет потоков продуктов переработки — в основном дизельного топлива, мазута и лигроина.
Западные порты
В России есть три основных западных порта, которые загружают нефть на танкеры для нефтеперерабатывающих заводов в Европе и за ее пределами: Приморск и Усть-Луга в Балтийском море и Новороссийск в Черном море. Нефть поступает туда по разветвленной трубопроводной сети страны.
Трубопровод «Дружба»
Несколько крупных НПЗ в Восточной Европе и Германии зависят от поставок нефти по главному трубопроводу «Дружба», идущему от нефтяных месторождений Сибири. У «Дружбы» два основных маршрута в Европу: первый — северная линия, обслуживающая порт Усть-Луга, а также нефтеперерабатывающие заводы в Польше и Германии. Южный участок меньше и идет через Украину в Венгрию, Словакию и Чехию.
Германия и Польша
Лидером по прямым поставкам на НПЗ через трубопровод «Дружба» является Германия, за ней следует Польша.
Российский оператор трубопроводов «Транснефть» в 2021 году поставил через «Дружбу» 35.9 млн тонн нефти на европейские НПЗ, что аналогично 720000 баррелей в сутки. Это более чем на 20% меньше объема поставок в 2020 году и на 40% ниже постсоветского пика в 1.18 млн баррелей в сутки, установленного в 2006 году.
В 2021 году Россия поставляла в Европу по 720 тыс. баррелей нефти в день по нефтепроводу «Дружба»
Источник: Bloomberg
Польша снижает зависимость от российской нефти за счет реверса по трубопроводу между Гданьском на балтийском побережье страны и Плоцким НПЗ, расположенным на трубопроводе «Дружба». Чтобы поставлять нефть вглубь страны с побережья, Польша подписала долгосрочные соглашения о поставках с Саудовской Аравией.
Российская государственная нефтяная компания также владеет контрольным пакетом акций НПЗ в Германии.
Самые надежные поставки
Тем не менее, российская нефть по-прежнему крайне необходима для большинства нефтеперерабатывающих заводов, расположенных вдоль трубопровода «Дружба».
Некоторые европейские страны сильно зависят от России как источника импорта нефти. Несколько стран, расположенных по пути прохождения трубопровода «Дружба», более 80% потребностей удовлетворяют за счет импорта из России. Страны, расположенные далее на запад и не имеющие ни трубопроводных соединений, ни исторических связей, гораздо менее зависимы.
Морские перевозки
Россия также экспортирует большие объемы нефти на европейские рынки по морю из трех портов, расположенных на западе страны. Более мелкие объемы, обычно около 330000 баррелей в сутки, отправляются из России через три терминала на арктическом побережье. Грузы накапливаются на складах под Мурманском для дальнейшей доставки.
Нефть также доставляется европейским потребителям морским транспортом из российских портов на балтийском и черноморском побережье. Некоторые потоки, отправляемые в Италию, фактически направляются в другие страны по трубопроводу из Триеста.
Морской экспорт нефти из России осуществляется через всю Европу, причем страны Средиземноморья обычно получают нефть из Новороссийска, тогда как страны, преимущественно расположенные на северном побережье, как правило, получают нефть из Приморска и Усть-Луги.
Очищенное топливо
Россия также экспортирует продукты переработки, в основном дизельное топливо, мазут и лигроин. Страна расширяет сеть трубопроводов для транспортировки легких продуктов на экспортные терминалы в Балтийском и Черном морях. Сеть продуктопроводов страны простирается до Венгрии.
Дизель
По данным Евростата, на поставки из России пришлось 28% импорта газойля в Германию в прошлом году, что позволило удовлетворить 9% спроса страны. В Польше зависимость еще выше: Россия удовлетворяет 63% импорта и 15% спроса.
Лигроин
Россия является важным источником лигроина для нефтеперерабатывающих заводов Финляндии, Швеции и Бельгии.
Мазут
Согласно Евростату, в 2020 году 27 стран Европейского союза импортировали из России 21% мазута. Крупнейшими импортерами в процентном выражении стали страны Балтии — Литва, Эстония и Латвия, а также Германия, Финляндия и Нидерланды.
Взаимная зависимость
При этом существует явная двусторонняя зависимость. С одной стороны, Россия удовлетворяет значительную долю потребностей многих европейских стран в импорте, с другой — она также зависит от них как от рынков сбыта нефти. На долю европейских покупателей, за исключением Турции, приходится 65% российского экспорта нефти с Черного моря и более 90% объемов, отгружаемых из балтийских портов.
Хотя Россия наращивает экспорт в Азию по трубопроводу, проложенному до побережья Тихого океана, она не смогла бы перенаправить значительные объемы покупателям в Азии по трубопроводу, если бы потоки на запад по какой-то причине сократились.
Поэтому, если Европа и Запад не будут покупать, значительная часть добычи российской нефти будет остановлена, или же нефть придется отправлять на танкерах из Балтийского и Черного морей — через европейские воды — в Азию.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Как антироссийские санкции ударят по европейским экономикам
Цены на нефть упадут до 70 долларов, если напряженность между Россией и Украиной ослабнет
Полное прекращение поставок газа из России грозит Европе катастрофой
Россия может перекрыть газовый вентиль в Европу «на неопределенный срок» — Goldman Sachs