Поразительный разворот, произошедший в последнее время, может завершиться первым дефолтом в России с 1998 года. До начала спецоперации на Украине Россия считалась одной из самых кредитоспособных стран в мире, учитывая низкий уровень задолженности и огромные объемы экспорта нефти и газа.
Однако беспрецедентные западные санкции, призванные отрезать Россию от мировой финансовой системы, обрушили российские рынки и осложнили процесс обслуживания долгов.
Будет ли Москва платить?
Россия планирует выплатить инвесторам проценты по двум облигациям в размере $117 млн. У страны есть стандартный 30-дневный льготный период для осуществления выплат. Если этого не произойдет, это будет означать дефолт.
Министерство финансов заявило в понедельник, что оно распорядилось производить платежи в обычном режиме, добавив при этом, что способность сделать это может быть ограничена западными санкциями против ЦБ России. Министр финансов Антон Силуанов отметил, что введенные ранее санкции поставили страну на порог «искусственного дефолта».
Рынки уже в значительной степени учли дефолт в ценах. Российские иностранные облигации торгуются примерно на уровне 20% от номинальной стоимости, что означает крайне низкую уверенность в их погашении. Кредитные рейтинговые агентства, которые до конца февраля присваивали России статус инвестиционного уровня, снизили его до самых низких «мусорных» рейтингов, а Fitch Ratings заявило, что дефолт «неизбежен».
На самом деле существует множество официальных способов объявления дефолта, таких как решения судов, рейтинговых агентств или торговой организации финансовой отрасли, которые выносят решение о том, могут ли инвесторы претендовать на страхование от риска дефолта.
Платеж в рублях все равно будет означать дефолт?
Силуанов заявил, что «абсолютно справедливо», если Россия будет обслуживать платежи по суверенному долгу в рублях до тех пор, пока не будут сняты санкции, из-за которых, по его словам, оказалась заморожена почти половина валютных резервов страны в размере $643 млрд.
Тем не менее в глазах большинства западных инвесторов оплата в российской валюте все равно будет означать дефолт, и не только из-за недавнего падения ее стоимости. Шесть из пятнадцати российских облигаций, номинированных в долларах или евро, содержат «резервное положение», допускающую погашение в рублях. Однако две облигации, купоны по которым должны быть погашены в среду, не предполагают такой возможности.
В любом случае инвесторы в Европе и США считают, что санкции — как со стороны зарубежных правительств, так и со стороны Москвы — на практике сделают невозможным открытие российских банковских счетов для получения платежей в рублях. По мнению юристов, дефолт вероятен даже с учетом пункта об альтернативных платежах, а судебные разбирательства практически неизбежны.
Какова сумма долга и кому он принадлежит?
Выплаты, которые должны быть произведены в среду, напрямую связаны с российскими облигациями в иностранной валюте на сумму $38.5 млрд, из которых примерно $20 млрд принадлежат иностранным инвесторам. При этом иностранцы также владеют примерно 20% российского долга в местной валюте, который составлял примерно $200 млрд до того, как военный конфликт спровоцировал обвал рубля и сделал облигации практически недоступными для торговли.
Российское правительство уже заявило, что недавние купонные выплаты по этим местным облигациям не дойдут до иностранных держателей, сославшись на запрет ЦБ на перевод иностранной валюты за границу. Это уже стало болезненным ударом для западных компаний по управлению активами. Более двух десятков компаний заморозили средства со значительной долей участия в России, тогда как другие резко списали стоимость российских активов.
Что будет дальше?
Как правило, за дефолтом следуют переговоры между правительством и держателями облигаций для достижения соглашения о реструктуризации долга. Обычно это делается путем окончательного обмена старых, не погашенных в срок облигаций на новые, менее обременительные, либо просто более дешевые, с более низкими процентными выплатами, либо с более длительными сроками погашения — или же это комбинация всех трех вариантов.
Инвесторы обычно неохотно обращаются в суд и официально объявляют о дефолте, так как это может привести к погашению всей облигации и спровоцировать дефолты по другим облигациям, по которым платежи не были пропущены.
Однако в случае с Россией «нормальная» реструктуризация представляется маловероятной. Санкции призваны исключить страну из глобальных рынков облигаций, а участие западных инвесторов в новых продажах долговых обязательств запрещено.
Скорее всего, вместо этого инвесторам придется списать российские облигации и ждать деэскалации конфликта на Украине, в результате чего санкции могут быть ослаблены. Возможно, некоторые действительно потребуют немедленного погашения долга и обратятся в американские и британские суды, чтобы получить российские активы за рубежом с целью усилить давление на Москву.
В то же время некоторые инвесторы будут надеяться, что неспособность выплачивать проценты приведет к выплате по кредитным дефолтным свопам — производным инструментам, которые используются для защиты от дефолта наподобие страхования. Решение будет принято специальным комитетом финансовой отрасли, включающим представителей крупных банков и компании по управлению активами, работающих на рынке CDS. Однако свопы могут так и не помочь держателям облигаций, поскольку финансовые санкции могут нарушить сложную систему, используемую для расчетов по контрактам.
Приведет ли дефолт к финансовому кризису?
Россия может столкнуться с такими же последствиями, как после дефолта в 1998 году. Москва приняла неожиданное решение девальвировать рубль и отказаться от выполнения местных долговых обязательств на фоне азиатского финансового кризиса, что вызвало шок на финансовых рынках и почти привело к краху американского хедж-фонда Long-Term Capital Management, который пришлось спасать консорциуму банков.
Даже тогда Россия продолжала выплаты по долларовым облигациям, однако объявила дефолт по некоторым международным облигациям советских времен. В последний раз полный внешний дефолт был объявлен в 1918 году, когда большевики отказались от царских долгов после революции.
В целом, аналитики уверены, что повторения 1998 года можно избежать. Николаос Панигирцоглу из JPMorgan отметил, что иностранные инвесторы и банки уже сократили вложения в Россию после присоединения Крыма в 2014 году в отличие от середины 1990-х годов, когда фонды с высоким уровнем заемных средств вкладывались в российские активы. Пока конфликт на Украине привел лишь к незначительным последствиям на других развивающихся рынках, причем кризис гораздо больше проявился в резком росте цен на сырьевые товары.
Тем не менее в истории финансовой отрасли много примеров того, как неожиданные побочные эффекты от ожидаемых событий все равно приводили к более масштабным проблемам.
30-дневный льготный период означает, что пока «вероятно, еще не тот момент, когда можно понять, какими могут быть потрясения в финансовой системе... Однако это явно важная история, за которой стоит следить», — заявил старший стратег Deutsche Bank Джим Рид.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Выплата купонов в долларах США в российских рублях будет означать суверенный дефолт — Fitch
Дефолт по облигациям затруднит России поиск новых кредиторов — чиновник Минфина США
Минфин утвердил порядок погашения долга в иностранной валюте рублями
Глава МВФ ждет глубокую рецессию в России и не исключает дефолт