Мировые запасы некоторых из наиболее важных промышленных металлов сократились до критически низкого уровня, поскольку рекордные цены на электроэнергию в Европе ударили по производству, а военные действия на Украине угрожают производству в России.
Запасы алюминия, меди, никеля и цинка — четырех основных контрактов, торгуемых на Лондонской бирже металлов, — за последний год снизились на 70%, поскольку трейдеры и крупные потребители стали использовать материалы со складов.
Это обусловлено ростом спроса на фоне восстановления экономики по мере снятия ограничений, связанных с пандемией, и устранения сбоев в цепочках поставок.
В последние недели эта тенденция наиболее явно прослеживалась на рынке цинка, где во вторник цены выросли на 2.8%, достигнув 16-летнего максимума почти в $4400 за тонну. Металл используется для нанесения защитного покрытия на сталь в строительном секторе, при производстве автомобилей и бытовой техники.
С начала месяца доступные запасы цинка на LME — запасы металла, которые еще не выделены для вывоза с одного из складов биржи, — сократились почти на 60000 тонн до двухлетнего минимума на уровне чуть более 45000 тонн.
По мнению аналитиков, сокращение связано с ростом цен на газ и электроэнергию. За последние пару месяцев стремительно растущие цены на электроэнергию вынудили Glencore, Trafigura, Norsk Hydro и другие компании сократить производство на убыточных цинковых и алюминиевых заводах.
Чтобы компенсировать дефицит производства, некоторые компании забирают запасы со складов в системе LME и за ее пределами, чтобы выполнить контрактные обязательства.
«Нынешние цены на электроэнергию могут привести к дальнейшему сокращению производства, и в ближайшем будущем эти решения могут быть приняты быстрее в отношении цинка, по сравнению с алюминием», — написал Мариус ван Страатен, аналитик Morgan Stanley, в недавнем отчете, отметив, что регулировать производительность цинкового завода легче.
Запасы продолжат убывать
Запасы цинка сокращаются в щекотливый момент для LME, которая была вынуждена приостановить торги никелем в прошлом месяце после того, как сильный шорт-сквиз спровоцировал рост цен более чем на 250%.
Небольшие запасы могут способствовать росту цен на LME, поскольку трейдеры и производители стремятся закрыть короткие позиции за счет выкупа контрактов, а не доставки зарегистрированных листов металла с одного из складов биржи.
Аналитик BMO Capital Markets Колин Гамильтон считает, что последние данные по складам ex-LME мало помогут снизить опасения по поводу очередного взрывного роста цен.
«Объем материалов, отслеживаемых LME, которые в настоящее время находятся не в системе, а на соседних складах, еще больше снизился в феврале по всем металлам, кроме меди: алюминий сократился на 29% в месячном выражении до 218000 тонн, а цинк — на 28% в месячном выражении всего до 15000 тонн», — добавил он.
Сокращение производства — лишь один из факторов, который привел к напряженной ситуации на рынках металлов. Рост цен также связан с опасениями по поводу прекращения поставок меди и никеля из России из-за западных санкций. Goldman Sachs считает, что запасы меди могут закончиться.
Ожидается, что предложение рафинированной меди в этом году будет отставать от спроса на 375000 тонн, что вдвое превышает предыдущую оценку. Причем этот разрыв будет достаточно большим, чтобы привести к истощению видимых запасов к декабрю.
«Мы считаем, что инвесторы по-прежнему спокойно относятся к рискам поставок меди из России, поскольку здесь проблема стоит не так остро, как на рынках зерна или энергоносителей, или даже алюминия», — написал в отчете аналитик Goldman Ник Сноудон.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Украинский конфликт создал дефицит чугуна и способствовал росту цен на сталь