Казахстан полностью восстановит поставки нефти через Россию к концу апреля

14.04.2022 15:28

Казахстан надеется реанимировать основной нефтеэкспортный маршрут через Россию до конца месяца. Однако, по словам министра энергетики Болата Акчулакова, западные санкции или проблемы с морскими перевозками могут повлиять на поток нефти


Черноморский судоходный терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в конце марта прекратил погрузку на двух из трех причалов, ссылаясь на ущерб от сильных штормов. Около 80% экспорта сырой нефти из Казахстана отгружается с объекта, который расположен на Черноморском побережье России, поэтому страна была вынуждена сократить добычу в ожидании ремонта.

Оператор КТК имеет необходимые запасные части, и единственное, что сейчас мешает ремонту — плохая погода, сказал Акчулаков. Поврежденное оборудование не слишком сложное, на ремонт не понадобится много времени.


 

«Мы установили 15 апреля в качестве промежуточной цели, было бы хорошо, если бы они закончили к этому сроку», — сказал Акчулаков в интервью. «Но они еще даже не начали ремонт, поэтому процесс может затянуться до конца апреля», — добавил он.


 

По оценкам министра, ремонтные работы не займут более полутора месяцев.

Около 90% нефти, транспортируемой по линии КТК, поступает из Казахстана, причем почти все эти объемы обеспечиваются гигантскими проектами по добыче нефти в Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке. Трубопровод также транспортирует некоторое количество нефти российского происхождения, которая закачивается по его маршруту.

Для некоторых стран, запретивших импорт российской нефти, а также для других покупателей, крайне важно обеспечить надежные поставки по КТК, отметил Акчулаков.

По нефтепроводу поступает значительная доля нефти, предназначенной для Европы, поэтому он «нуждается в специальном статусе, который позволит ему работать без ограничений, связанных с санкциями, направленными против России, добавил он. В начале марта Штаты запретили импорт российской нефти, но компании по-прежнему могут покупать нефть из Казахстана, поставляемую по нефтепроводу КТК.

Евросоюзу, США, России и Казахстану необходимо прийти к «некоторым взаимным соглашениям» по КТК, сказал Акчулаков.

Сейчас сырая нефть КТК поставляется через один эксплуатационный причал на терминале, но из-за украинского кризиса она сильно подешевела. По словам Акчулакова, нефть продается с большим дисконтом относительно бенчмарка из-за рисков, связанных с российскими портами.

Казахстан рассчитывает получить больше ясности о том, как продвигается ремонт на морском терминале около 20 апреля. «Нехорошо, если ремонтные работы продлятся до мая», — сказал он.

В случае если трубопровод КТК не сможет возобновить работу в полном объеме в этом году, Казахстану придется сократить свой план добычи нефти на 2022 год примерно на 2.5 млн тонн, по сравнению с предыдущими ожиданиями в 87.5 млн тонн. Единственный непострадавший причал на терминале позволяет осуществлять погрузку порядка 110 000 тонн нефти в сутки.

При необходимости Казахстан может перенаправлять до 1 млн тонн сырой нефти в месяц по линии КТК. «Тенгизшевройл» уже использует все железнодорожные цистерны, которые он может найти для отгрузки около 180 000 тонн нефти в месяц по суше в грузинский Черноморский порт Батуми. Линия Атырау-Самара с Россией в апреле может перевезти еще 200 000-300 000 тонн в апреле, а восточный трубопровод Атырау-Кенкияк и порт Актау на Каспии могут доставить дополнительно по 250 000 тонн в месяц.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Экспорт российской нефти в мае может упасть вдвое, прогнозирует МЭА

Нефтетрейдеры начинают избегать казахстанской нефти вслед за российской