Экономика Китая замедлилась в марте, поскольку потребление, недвижимость и экспорт сильно пострадали. Это замедлило показатели роста в первом квартале и ухудшило перспективы, и без того ослабленные ограничениями COVID-19 и конфликтом на Украине.
Строительная площадка изображена в Пекине, Китай, 14 апреля 2022 года. Снимок сделан 14 апреля 2022 года. REUTERS/Тиншу Ван
Самой большой краткосрочной проблемой для Пекина являются новые жесткие правила, связанные с коронавирусом, в условиях повышенных геополитических рисков, которые усилили давление на предложение и цены на сырьевые товары, повышая глобальную инфляцию и вынуждая китайские власти идти по натянутому канату, пытаясь стимулировать экономический рост, не ставя под угрозу стабильность цен.
Валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился на 4,8% в первом квартале по сравнению с предыдущим годом, показали данные Национального бюро статистики в понедельник, превзойдя ожидания аналитиков о росте на 4,4% и увеличившись с 4,0% в четвертом квартале.
Неожиданно сильный старт первых двух месяцев года улучшил основные показатели: ВВП вырос на 1,3% в январе-марте в квартальном выражении по сравнению с ожиданиями роста на 0,6% и пересмотренного прироста на 1,5% в предыдущем квартале.
Аналитики говорят, что апрельские данные, вероятно, будут хуже, поскольку карантин в мировом финансовом центре Шанхан и в других местах затягивается, что побудило некоторых предупредить о растущих рисках рецессии.
"Дальнейшие последствия карантина неизбежны не только потому, что произошла задержка с доставкой предметов первой необходимости, но и потому, что они усиливают неопределенность в сфере услуг и производственной деятельности, что уже повлияло на рынок труда", - сказала Айрис Панг, главный экономист ING по Большому Китаю.
"Поддержки со стороны фискальной и денежно-кредитной политики оказалось недостаточно, чтобы полностью компенсировать ущерб ВВП, нанесенный карантинами. Возможно, нам придется дополнительно пересмотреть наши прогнозы по ВВП, если фискальная поддержка не поступит вовремя".
Ухудшение розничных продаж, уровень безработицы
Данные о мартовской активности показали, что розничные продажи сократились больше всего в годовом исчислении с апреля 2020 года из-за широко распространенных ограничений covid по всей стране. Они упали на 3,5%, что хуже ожиданий снижения на 1,6% и увеличения на 6,7% в январе-феврале.
Рынок труда уже демонстрировал признаки стресса в марте, обычно благоприятном месяце для рынка труда, когда предприятия возобновляют прием на работу после новогодних праздников по Лунному календарю. По данным общенационального опроса, уровень безработицы в Китае в марте составил 5,8%, что является самым высоким показателем с мая 2020 года, в то время как в 31 крупном городе этот показатель достиг рекордных 6,0%.
Промышленный сектор показал лучшие результаты: производство выросло на 5,0% по сравнению с предыдущим годом, по сравнению с прогнозами роста на 4,5%. Это все еще ниже, чем рост на 7,5%, наблюдавшийся в первые два месяца года.
Инвестиции в основной капитал, движущая сила роста, на которую Пекин рассчитывает для поддержки экономики, увеличились на 9,3% в годовом исчислении в первом квартале по сравнению с ожидаемым увеличением на 8,5%, но по сравнению с ростом на 12,2% в первые два месяца.
Продажи жилья в стоимостном выражении в марте упали на 26,2% в годовом исчислении, что стало самым большим падением с января по февраль 2020 года, согласно расчетам Reuters, указывая на углубляющийся спад на рынке недвижимости.
COVID-19 причиняет боль экономике
Решимость правительства остановить распространение рекордных случаев заболевания COVID-19 привела к засорению автомагистралей и портов, лишению рабочих мест и закрытию бесчисленных заводов - сбои, которые отражаются на глобальных цепочках поставок товаров, начиная от электромобилей и заканчивая айфонами.
"Правительство сталкивается с дилеммой: как сбалансировать экономический рост и сдерживание вспышек. Блокирование крупных городов, таких как Шанхай, обходится очень дорого. Такие затраты станут более заметными в ближайшие месяцы", - сказал Чживэй Чжан, главный экономист Pinpoint Asset Management.
Вклад чистого экспорта в рост ВВП сократился до 3,7% в первом квартале с 26,4% в четвертом, что подчеркивает потерю импульса в ключевом факторе роста.
Фу Линхуэй, представитель NBS, признал растущее понижательное экономическое давление.
"Мы активизируем реализацию макроэкономической политики, приложим все усилия для стабилизации основных экономических показателей и будем стремиться к достижению целей и задач на год", - заявил Фу на пресс-конференции.
Поздно вечером в пятницу Народный банк Китая объявил, что впервые в этом году сократит объем средтв, которые банки должны держать в качестве резервов, высвободив около 530 миллиардов юаней (83,25 миллиарда долларов) в виде долгосрочной ликвидности, хотя размер сокращения не оправдал ожиданий.
В этом году правительство объявило о дополнительных фискальных стимулах, включая увеличение выпуска местных облигаций для финансирования инфраструктурных проектов и снижение налогов для бизнеса.
Некоторые аналитики ожидают дальнейшего смягчения, такого как сокращение RRR банков и базовых ставок по кредитам, для поддержки роста, поскольку текущий экономический рост все еще намного ниже целевого показателя в 5,5%, установленного Пекином в прошлом месяце.
Джулиан Эванс-Притчард, старший экономист Capital Economics по Китаю, считает, что чиновники придерживаются сдержанного подхода к стимулированию, отмечая меньшее сокращение RRR и отсутствие снижения процентных ставок.
"В результате экономические показатели Китая, вероятно, останутся тусклыми в ближайшей перспективе".
По материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram