Компании бегут из России, но инвесторам это может не понравиться

18.04.2022 11:41

Руководителям компаний, которые столкнулись с дорогостоящим выбором из-за военного конфликта на Украине, необходимо знать позицию акционеров


В последние годы многие считают, что компании превратились в более влиятельных политических — даже геополитических — игроков. По мере того, как руководители заговорили о праве голоса в США или принудительном труде в Китае, понятие CPR — корпоративная политическая ответственность — стало вытеснять давнюю аббревиатуру CSR, которая означает корпоративную социальную ответственность.

Уход западных брендов из России после того, как Владимир Путин начал спецоперацию на Украине, теперь расценивается как звездный час CPR: самый примечательный и наименее спорный пример корпоративной дипломатии на сегодняшний день.

Инвестор Билл Браудер, на этой неделе назвал частный сектор важнейшим союзником в рамках усилий западных правительств по экономической блокаде России с помощью санкций. По его словам, реакция бизнеса на тяжелое положение Украины намного превзошла изоляцию ЮАР из-за апартеида в 1980-х годах.

Директор BlackRock Ларри Финк, который руководит крупнейшей в мире компанией по управлению активами, также заявил, что «невероятная» скорость и масштаб действий компаний показали, насколько они привержены «основным ценностям».

Тем не менее, пока неизвестно, какой суммой акционерного капитала готовы пожертвовать инвесторы в поддержку этих ценностей.

За исключением нефтегазовых гигантов с многомиллиардными предприятиями в России, заявления большинства компаний до сих пор обходились довольно дешево. В текущем сезоне отчетности в США, который ознаменовался не только большой прибылью, но и ростом беспокойства по поводу инфляции, военный конфликт не стал основной темой для обсуждения.

Как бы ни были потрясены инвесторы человеческими страданиями на Украине, мало кто существенно изменил прогнозы по прибыли из-за этого. Но если внимательнее посмотреть на реакцию компаний на действия России, станет ясно, что впереди более жесткие финансовые решения.

По словам Джеффри Зонненфельда, профессора Йельской школы менеджмента, более 600 компаний сократили деятельность в России, что выходит за рамки санкционных требований. Однако полностью ушло из страны только меньшинство.

Большинство же приостановило деятельность, прекратило новые инвестиции или сократило ассортимент предлагаемых продуктов и услуг. Если они думали, что смогут на некоторое время остановить бизнес, а затем вновь открыться, как только внимание всего мира переключится на другие события, то эти надежды, похоже, тают по мере дальнейшего развития событий. Перспектива быстрого решения, которое позволит западным брендам спокойно вернуться в московские торговые центры, теперь выглядит все более отдаленной.


«Эти стратегии хеджирования были оптимистичными, и теперь все больше кажутся наивными», — считает Зонненфельд.

«Занимая выжидательную позицию», они не служат интересам вовлеченных в Россию групп, приостанавливая операции; в то же время они тратят деньги акционеров и «закачивают средства в военную машину Путина», платя уволенным сотрудникам за то, что они ничего не делают.


Последнее слово за инвесторами

Для большинства компаний Россия является достаточно небольшим рынком, чтобы они смогли контролировать финансовые последствия. Но по мере того, как спецоперация затягивается, репутационные издержки для компаний все больше перевешивают выгоду от сохранения открытых возможностей.

Интерес Запада к Украине, возможно, нестабилен, однако некоторые опросы подтверждают его точку зрения. На этой неделе аналитическая компания Morning Consult пришла к выводу, что «самый безопасный вариант — покинуть корабль» чем раньше, тем лучше, поскольку американские и европейские потребители в целом поддерживают уход компаний из России.

Браудер недавно заявил New York Times, что оставаться в России было «равносильно продолжению бизнеса в нацистской Германии, когда Гитлер начал преследовать евреев».

Однако предприятия столкнутся с издержками при уходе, включая выходные пособия работникам и списание российских активов. Поиск покупателей, не попавших под санкции, для этих активов превратится в сплошную головную боль: еще одной проблемой станет репатриация любых доходов от продажи.

В долгосрочной перспективе компаниям нужны новые рамки геополитических обязанностей, где больше внимания будет уделяться верховенству закона, понятному управлению и правам человека, заявил на этой неделе Беннет Фримен, научный сотрудник Chatham House и бывший сотрудник Госдепартамента США.


«Сейчас идет борьба: компании должны встать на сторону демократии и выступить против автократии», — заявил он Калифорнийскому институту международных исследований.


Однако сначала руководству компаний нужно убедиться, что крупные акционеры не накажут их за полный уход из России.

По словам Фримена, до сих пор «инвесторы не участвовали в действиях». Пенсионные фонды и другие институты должны «проявить некоторое мужество», соглашается Зонненфельд.

Управляющие фондами считают, что военные действия положили начало эпохе деглобализации, но не дали компаниям практически никаких советов о том, как им реагировать.

Наступает такая фаза украинского кризиса, когда компаниям, скорее всего, придется пожертвовать прибылью ради принципов. Пока мало известно, что думают об этой перспективе крупнейшие акционеры. Пора инвесторам исправить ситуацию, поведав о своих ценностях.

Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Больше половины мирового богатства приходится всего на три страны

Западные компании подсчитывают, во что им обойдется уход из России

Уолл-стрит оказалась заложником в санкционной войне