Фото: Sputniknews
Россия составляет пакет экономической помощи, эквивалентный десяткам миллиардов долларов, чтобы смягчить удар западных санкций и защитить свое население от финансовых последствий специальной военной операции на территории Украины.
По мнению экономистов, меры Москвы, направленные на оказание помощи нуждающимся людям и предприятиям, вряд ли предотвратят скатывание России к самому резкому спаду за последние десятилетия. Но они демонстрируют масштабы денежных запасов, которыми располагает страна, чтобы помочь населению пережить сбои в экономике времен СВО.
После начала СВО Владимир Путин подписал несколько пакетов антикризисных законодательных актов и дал поручение экстренно увеличить выплаты пенсионерам, государственным служащим и малоимущим, чтобы компенсировать растущую инфляцию. Он также поддержал выделение субсидируемых государством кредитов компаниям, пострадавшим от санкций. Такой шаг может стать спасательным кругом для заводов, которые остановили производство из-за нехватки импортных компонентов, таких как компьютерные чипы.
Россия может щедро тратить средства на поддержку своей экономики благодаря низкому долговому бремени и значительным доходам от энергоносителей, даже несмотря на то, что она сталкивается с растущими расходами из-за СВО. По данным министерства финансов, в марте, т. е. в первый полный месяц конфликта, расходы российского федерального правительства выросли на 37% по сравнению с прошлым годом, отчасти из-за роста расходов на оборону. Но доходы от нефти и газа выросли более чем вдвое в рублевом выражении за тот же период, что почти компенсировало весь рост расходов.
«У российского правительства много денег, потому что оно получает огромные доходы от нефти и газа, которые продаются по очень высоким ценам», — отмечает экономист из Москвы Наталья Зубаревич. — «У него достаточно денег как для обороны, так и для поддержки населения».
Чиновники не назвали общий объем этой помощи и не рассказали, как будут потрачены деньги. Министр финансов Антон Силуанов заявил в апреле, что первоначальные антикризисные меры, включая расходы и налоговые льготы, будут стоить более 2,5 трлн рублей (35 млрд долларов). По его словам, государственный Фонд национального благосостояния — фонд на «черный день», в котором копятся сверхдоходы от нефти и газа — проведет рекапитализацию авиаперевозчика «Аэрофлот» и железнодорожного оператора «Российские железные дороги», которые сильно пострадали от санкций.
Другой высокопоставленный чиновник, первый вице-премьер Андрей Белоусов, заявил, что власти могут предоставить до 8 триллионов кредитных рублей (112 миллиардов долларов) для поддержки экономики, включая субсидированную ипотеку и кредиты для бизнеса. Выступая перед законодателями 13 апреля, г-н Белоусов назвал этот уровень верхней границей, которую правительство не может превысить, не разжигая инфляцию.
Кремль надеется, что такие усилия помогут сгладить резкое замедление роста экономики. Всемирный банк прогнозирует, что объем производства в России в этом году сократится на 11,2%, что станет самым спадом с 1990-х годов.
Вскоре после начала СВО Москва временно приостановила действие бюджетного правила, согласно которому правительство должно было направлять избыточные доходы от нефти и газа в ФНБ. Согласно поправке, вместо этого такие средства могут быть направлены на поддержку экономики.
Тем не менее экономисты говорят, что увеличение государственных расходов не является панацеей для России. Многотриллионные фискальные стимулы, выделенные США в качестве ответа на пандемию Covid-19, стимулируют экономическую активность, предоставляя потребителям больше денег для трат. Но проблема, с которой сейчас сталкивается Россия, заключается не в недостатке спроса, говорят экономисты. Наоборот, это недостаточное предложение из-за исчезновения многих импортных товаров.
Кроме того, некоторые экономисты полагают, что фискальные меры, анонсированные правительством РФ, недостаточны для масштабов надвигающегося на страну кризиса, который, как они ожидают, усугубится, поскольку в ближайшие месяцы компании объявят о новых увольнениях.
«Понятно, что экономику ждут тяжелые времена, и пока я не вижу конкретного плана по ее спасению», — говорит Александра Осмоловская-Суслина, руководитель отдела фискальной политики Экономической экспертной группы, независимого аналитического центра в Москва.
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что в этом году Россия не будет брать кредиты для финансирования дефицита бюджета. Вместо этого правительство, скорее всего, воспользуется ФНБ, который в начале апреля составлял 155 миллиардов долларов.
Решение правительства не брать взаймы может указывать на опасения по поводу разжигания инфляции, которая в марте подскочила до семилетнего максимума, поскольку санкции привели к росту цен на импорт. Санкции также закрыли для России многие зарубежные долговые рынки, что ограничило возможности правительства страны финансировать дефицит.
Россия, вероятно, будет с осторожностью относиться к фискальным стимулам, чтобы избежать ускорения инфляции, считает Элина Рыбакова, заместитель главного экономиста Института международных финансов. По ее мнению, любые намеки на то, что Россия печатает деньги для финансирования дефицита, могут дестабилизировать рубль и спровоцировать финансовый кризис.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Wall Street Journal
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Экономическая активность в России резко снизилась на фоне санкций
Почему российскую экономику санкции не берут
России грозят экономические потрясения — Набиуллина
Россия может увеличить экономику на $97 млрд без инфляционных рисков