На фоне роста доллара некоторые аналитики и инвесторы прогнозируют новый период валютных войн, поскольку многие центральные банки отказываются от более слабых курсов, которым они отдавали предпочтение ранее.
Подобная динамика знаменует уход от низкой инфляции, последовавшей за глобальным финансовым кризисом 2007-09 годов, когда из-за исторически низких процентных ставок и масштабных покупок активов, частично призванных стимулировать рост за счет ослабления валюты, некоторые политики были обвинены в ведении валютной войны.
Но, учитывая глобальный всплеск цен в условиях пандемии, который усилился из-за военного конфликта между Россией и Украиной, фокус центральных банков сместился со стимулирования экономического роста в сторону борьбы с инфляцией.
«Сейчас мы живем в мире, в котором политики действительно приветствуют более сильную валюту и стремятся нейтрализовать факторы, стимулирующие инфляцию», — заявил Марк Маккормик, глава отдела валютных стратегий в TD Securities.
На этой неделе доллар достиг максимального уровня по отношению к корзине конкурирующих валют за последние 20 лет, отражая реакцию трейдеров на попытку Федеральной резервной системы снизить инфляцию за счет резкого повышения ставок. Однако, по словам Маккормика, если раньше центральные банки за пределами США, возможно, приветствовали рост доллара, то теперь они чувствуют, что изменение валютных курсов усиливает давление, которое помешает идти в ногу с ФРС.
Более слабая валюта повышает инфляцию, поднимая стоимость импортных товаров и услуг. По мнению аналитиков Goldman Sachs, которые заявили о новой эре «обратных валютных войн», центральным банкам крупных развитых экономик необходимо повысить процентные ставки в среднем на 0.1%, чтобы компенсировать падение местных валют на 1%.
Страны укрепляют валюты
На прошлой неделе евро достиг пятилетнего минимума по отношению к доллару ниже $1.05, спровоцировав новые спекуляции о том, что он может упасть до паритета с американской валютой, поскольку последствия конфликта на Украине сдерживают экономику еврозоны. Европейский центральный банк не оставил без внимания снижение на 7% в этом году.
Изабель Шнабель, влиятельный член совета управляющих ЕЦБ, заявила в интервью на этой неделе, что центральный банк «внимательно следит» за инфляционными последствиями ослабления евро, хотя она повторила мантру о том, что центральный банк не ориентируется на валютный курс.
Тем не менее, учитывая близость европейских экономик к Украине и сильную зависимость от импорта энергоносителей, инвесторы все чаще считают, что центральным банкам Европы будет трудно угнаться за ФРС. На этой неделе фунт упал до двухлетнего минимума даже после того, как Банк Англии повысил ставки на четвертом заседании подряд, поскольку Великобритания может столкнуться с рецессией позднее в этом году.
В преддверии заседания стратеги Goldman Sachs предупредили, что ослабление фунта может начать беспокоить чиновников Банка Англии.
«В какой-то момент в Банке Англии может распространиться менталитет „обратных валютных войн“, а слабость валюты усугубит и без того мрачные перспективы в отношении инфляции», — написал Goldman в записке для клиентов.
Национальный банк Швейцарии, который долго был одним из самых активных борцов валютного фронта, не позволяя франку слишком сильно укрепляться, также изменил позицию. Андреа Мехлер, член правления НБШ, заявила на этой неделе, что сильный франк помог сдержать инфляцию, которая в этом году также выросла в Швейцарии, но гораздо меньше, чем в соседней еврозоне.
Банк Японии в целом отказался следовать новому тренду по отказу от более слабой валюты, сохраняя ультрамягкую монетарную политику, даже несмотря на историческое снижение иены. Тем не менее, скорость падения иены усилила спекуляции по поводу того, что министерство финансов Японии может вмешаться в работу рынков, чтобы поддержать валюту впервые с 1998 года.
Развивающиеся рынки столкнутся с проблемами
Сильный доллар также создает проблемы на развивающихся рынках, особенно в странах со значительным объемом долларового долга. По данным МВФ, еще до повышения курса доллара в этом году примерно 60% стран с низким уровнем дохода находились под угрозой долгового кризиса.
«Сильный доллар отчасти объясняет, почему сегодня вы видите очень ограниченные инвестиции на развивающихся рынках. Это большой риск. Сегодня долларовые обязательства на большинстве развивающихся рынков достигли значительных размеров не только на суверенном, но и на корпоративном уровне», — отметил Рик Ридер, директор BlackRock по инвестициям в бумаги с фиксированной доходностью.
По словам Карла Шамотты, главного рыночного стратега Corpay, подобные проблемы еще раз напоминают о том, что доллар — «наша валюта, но ваша проблема», как выразился бывший министр финансов США Джон Коннелли в начале 1970-х годов.
Учитывая уникальную роль доллара в мировой финансовой системе, его укрепление осложняет доступ предприятий и домохозяйств к финансированию во многих странах за пределами США.
«По мере роста доллара мы наблюдаем ужесточение глобальных финансовых условий, — добавил Шамотта. — США продолжают определять политику во всем мире».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Конфликт вокруг Украины опаснее для мировой экономики, чем повышение ставок — JPMorgan
Продавайте все (кроме доллара)!
Фунт стерлингов падает, так как Банк Англии отмечает риски рецессии