Европейский союз намерен ослабить свой пакет санкций в отношении российской нефти после споров на выходных, хотя он стремится сохранить ключевое положение о судоходстве, которое помешало бы Москве экспортировать ее нефть по всему миру.
Блок откажется от предложенного запрета судам ЕС на транспортировку российской нефти в третьи страны, сохранив при этом план запрета на страхование этих поставок, согласно документам, с которыми ознакомились Bloomberg и люди, знакомые с этим вопросом.
Греция, которая является одним из крупнейших в мире судовладельцев, была среди государств-членов, которые настаивали на исключении этого положения из шестого пакета санкций ЕС в связи с СВО России в Украине, ссылаясь на отсутствие согласия между странами Большой семерки.
Запрет европейским судам транспортировать российскую нефть в любую точку мира еще больше ударил бы по экспорту Москвы — жизненно важному источнику твердой валюты.
Даже в этом случае запрет на страхование и другие услуги грузоотправителям по-прежнему будет серьезным препятствием для экспорта российской нефти. Судоходные компании страхуют свои суда от рисков, включая разливы нефти, посредством так называемых клубов защиты и возмещения убытков. Эти клубы коллективно покупают перестрахование у 80 перестраховщиков, включая более 20 крупнейших мировых провайдеров. Это означает, что они не могут игнорировать законы ЕС.
Страны ЕС все еще обсуждают шестой пакет на этой неделе, а дипломаты пытаются преодолеть возражения Венгрии против предложенного запрета на российскую нефть. В выходные договориться не удалось.
В своем первом предложении ЕС планировал запретить транспортировку, в том числе путем перевалки «судно-судно», в третьи страны сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения или экспортируемых из России.
Исполнительный орган ЕС также предлагает запретить европейским компаниям предоставлять услуги, включая страхование, необходимые для транспортировки российской нефти в третьи страны. Ожидается, что это положение останется в силе, несмотря на сопротивление некоторых государств-членов. Обсуждения между государствами-членами продолжаются, и меры могут измениться до тех пор, пока они не будут одобрены всеми 27 странами.
Потоки сырой нефти. Россия сильно зависит от морских перевозок сырой нефти. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
В соответствии с нынешними предложениями запрет, который освобождает товары, не происходящие из России, даже если они проходят транзитом через страну, вступит в силу через три месяца после его официального одобрения.
На практике это, скорее всего, ограничит продажи нефти в России, а основные игроки отрасли, скорее всего, останутся в стороне. Вместо этого торговля может уйти в подполье, и в дело вступят более мелкие грузоотправители.
«Вы обнаружите, что весь рынок судоходства должен будет заниматься этой торговлей. Есть много слов для этого, но это явно не мейнстрим», — сказал Майк Мюллер, глава азиатского подразделения Vitol Group, в воскресенье в подкасте, подготовленном базирующейся в Дубае компанией Gulf Intelligence. «Нефть будет продаваться со скидкой, а корабли будут продаваться с премией, потому что судовладелец, занимающийся этим бизнесом, может обнаружить, что его корабли не принимаются никем другим в течение некоторого времени».
Предложение ЕС направлено на запрет сырой нефти в течение следующих шести месяцев и рафинированного топлива к началу января. Европейским компаниям также будет запрещено предоставлять «техническую помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовую помощь или любые другие услуги, связанные с этими запретами».
ЕС предложил Венгрии и Словакии соблюдать меры до конца 2024 года, а Чехии — до июня того же года, поскольку они сильно зависят от российской нефти. По словам людей, Болгария также стремилась к аналогичному переходному периоду.
ЕС надеялся достичь в воскресенье соглашения, которое соответствовало бы заявлению Большой семерки о поэтапном отказе от российской нефти в преддверии парада Победы в Москве, посвященного победе России над нацистской Германией во Второй мировой войне.
Люди говорили, что позиция Венгрии не была политической, и что Будапешт стремился получить технические гарантии, которые гарантировали бы его энергетическую безопасность, учитывая, насколько страна зависит от поставок из России. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что его стране нужно больше времени и инвестиций, чтобы осуществить переход. Дипломаты уверены, что соглашение может быть достигнуто в ближайшие дни.
Один из собеседников сказал, что поставки из Казахстана играют центральную роль в этих технических обсуждениях, а также гарантии инвестиций, необходимых для финансирования перехода от России, в том числе для инфраструктуры в Хорватии. Нефть из Казахстана и любой другой третьей страны не подпадает под действие запрета, даже если она идет транзитом через Россию.
Продолжающиеся торги из-за нефти означают, что остальные меры, предложенные ЕС в рамках шестого пакета санкций, также находятся в подвешенном состоянии. Другие предлагаемые шаги включают отключение большего количества российских банков от международной платежной системы SWIFT, в том числе крупнейшего российского кредитора Сбербанка; ограничение российских юридических и физических лиц в покупке недвижимости в ЕС; и запрет на оказание консультационных услуг российским компаниям.
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
В мае с рынка исчезнут 2 млн баррелей русской нефти — глава BP
Независимые нефтеперерабатывающие заводы Китая начали закупать российскую нефть с большими скидками
Новые отключения от SWIFT и немедленный запрет ЕС на российскую нефть: 6-й пакет уже завтра