Поскольку крупнейшие в мире нефтетрейдеры сокращают экспорт российской нефти, рынок пытается выяснить, кто заполнит образовавшуюся пустоту.
Ответы включают среднего размера трейдера из Женевы, имеющего тесные связи с Москвой, несколько более мелких фирм, которые становятся все более активными, и несколько совершенно новых имен, включая Беллатрикс — имя злого волшебника из мира Гарри Поттера.
Способность России находить посредников, корабли и покупателей для своей нефти имеет решающее значение как для мирового нефтяного рынка, так и для Москвы. Чем меньше баррелей экспортирует страна, тем больше будет давление на предложение, а также на доходы страны.
Широкий перечень трейдеров показывает, как - на данный момент - Россия преодолевает уход Trafigura Group и Glencore Plc, двух крупнейших мировых торговцев сырьевыми товарами. Vitol Group, крупнейший в мире нефтетрейдер, также заявила, что ее активность операций с российской нефтью с этого квартала снизится.
Согласно отчетам портовых агентов, составленным Bloomberg, Litasco SA, подразделение московского производителя ПАО «Лукойл», стала крупнейшим переработчиком флагманского российского сорта нефти Urals. В апреле она наняла танкеры для перевозки не менее 14 млн баррелей, а в этом месяце уже 8,6 млн баррелей — намного больше, чем кто-либо другой.
Отгрузки нефти марки Urals по типам компаний
Юридических препятствий для транспортировки российской нефти нет, хотя США и Великобритания объявили о поэтапном запрете, и ожидается, что Европа сделает это в ближайшие недели.
Женевская компания Litasco отказалась комментировать торговлю, но заявила, что компания, ее дочерние и зависимые компании соблюдают все законы и правила. Трейдер заявил, что принимает «все необходимые меры для смягчения влияния международной ситуации на текущие операции, клиентов и потребителей».
Большая часть грузов Litasco, вероятно, поступила от Лукойла. В прошлом по крайней мере некоторые европейские нефтеперерабатывающие заводы нанимали для их перевозки танкеры.
Поскольку большое количество покупателей объявили о выходе из российского бизнеса после СВО, это означает, что Litasco должна продавать и отгружать все большую долю нефти.
Litasco также начала отгружать больше сырой нефти из морей Арктики, которая ранее направлялась в пункты назначения в Северной Европе и Северной Америке, в южную Италию, где у компании есть нефтеперерабатывающий завод.
Важные перемены
Важные сдвиги происходят и в Азии, куда Россия экспортирует более 350 миллионов баррелей нефти в год. Сюда направляется почти четверть национального экспорта сырой нефти.
Shandong Port Group Co., компания, имеющая тесные связи с нефтеперерабатывающими заводами в одноименной китайской провинции, наняла танкер Kriti Future для перевозки российской нефти Восточной Сибири и Тихого океана, или нефти ВСТО, из порта Козьмино в Китай в этом месяце, показали данные Bloomberg.
Никто не ответил на звонки в главный офис Shandong Port Group, равно как и на электронное письмо.
Компания, поддерживаемая местным правительством, имеет несколько портов, складов и собственный флот судов. В заявлении, размещенном в официальном аккаунте в WeChat, говорится, что танкер со 100 000 тонн сырой нефти, как ожидается, прибудет в Дунцзякоу, недалеко от Циндао, в середине мая.
Участие Shandong Port Group и ее связи с местными фирмами позволяют предположить, что некоторые получатели сырой нефти ВСТО начинают принимать более непосредственное участие в доставке большего количества российских баррелей, скорее всего, потому, что, по словам источников, основные трейдеры грузов отступили.
По словам трейдеров, по крайней мере две китайские нефтяные компании и международный торговый дом прекратили отгрузку этих грузов из Козьмино для отправки в Китай в начале этого месяца.
«Основные трейдеры, в том числе государственные, громко и публично объявили даты прекращения торговли российской нефтью в этом месяце, и это произошло после того, как многие судоходные компании отказались от перевозки», — цитирует слова Анупа Сингха, главы танкерной компании, исследование компании Braemar ACM Shipbroking Pte.
«Если будет введен тотальный запрет ЕС, то торговля российской нефтью должна будет стать более частной, в то время как часть этих дешевых баррелей продолжит поступать по ограниченным каналам сбыта в Азии», — добавил он.
Bellatrix, Livna
Самое необычное имя для покупки флагманского российского сорта Urals — фирма Bellatrix. Согласно информации портового агента, собранной Bloomberg, в этом месяце ее суда перевозят почти 3 миллиона баррелей нефти. Два судовых маклера и трое трейдеров заявили, что никогда раньше не слышали о Bellatrix и не смогли получить ее контактную информацию.
Майские отгрузки Bellatrix составляют четверть всей нефти марки Urals из балтийского порта Приморск, где указано название компании, поставляющей нефть. Беллатриса Лестрейндж — персонаж книг и фильмов о Гарри Поттере. Ранее фирма никогда не была замечена в отчетах портовых агентов, составленных Bloomberg.
Нефтетрейдеры и судовые брокеры по всей Азии говорят, что все больше судов, загруженных российской сырой нефтью, также арендовано более мелкими фрахтователями. По словам трейдеров, ожидание запрета ЕС в сочетании с уходом крупных фирм оказывает все большее давление на азиатских покупателей, чтобы они прекратили открыто приобретать эти баррели.
Некоторые суда зафрахтованы Livna для перевозки нефти из Козьмино в Китай. Источник: Vortexa
В Азии фирма под названием Livna Shipping Ltd. все активнее участвует в ключевой торговле. Судоходная компания, зарегистрированная в Гонконге, была указана в качестве фрахтователя восьми судов для перевозки российской нефти ВСТО в Китай в мае, свидетельствуют данные аналитической компании Vortexa Ltd. В апреле компания была относительно небольшим участником, у нее было всего два чартера, а в марте — ни одного.
Суда Agistri и Kriti Verano отгрузили сырую нефть ESPO из Козьмино с помощью Livna в начале мая и отправились в Циндао и Инкоу в Китае, согласно данным отслеживания судов Bloomberg. Livna зафрахтовала еще пять судов для доставки сорта китайским покупателям в конце этого месяца, а Agistri дважды нанимался для перевозки. Последняя обычно занимает меньше недели после погрузки.
Человек, поднявший трубку в Ливне в Гонконге, отказался от комментариев.
Другие новые имена включают Coral Energy, которая указывает адрес и номер телефона в Дубае на своем веб-сайте, которй делает многочисленные ссылки на российские операции.
Лучшие трейдеры
По крайней мере так же интересно, как кто транспортирует российскую нефть, кто нет. С апреля имя Glencore не фигурирует в качестве компании-перевозчика сырой нефти марки Urals. В марте компания заявила, что будет соблюдать ранее заключенные контракты, но не будет подписывать новые торговые сделки в России.
Аналогичным образом, поставки Trafigura также резко упали в этом месяце.
Пока в мае компания запланировала танкеры для перевозки 200 000 тонн Urals. Это меньше по сравнению с более чем 1 миллионом тонн в марте и апреле. Trafigura отказалась от комментариев.
В этом месяце Vitol оставался относительно крупным поставщиком нефти Urals, но также взял на себя обязательства по сокращению добычи. Данные порта показывают, что в апреле и мае у него были суда для перевозки более 14 миллионов баррелей сырой нефти, уступая только Litasco.
«Объемы нефти значительно сократятся во втором квартале по мере сокращения текущих срочных контрактных обязательств, и мы ожидаем, что это будет завершено к концу 2022 года», — говорится в заявлении Vitol в апреле.
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
В мае с рынка исчезнут 2 млн баррелей русской нефти — глава BP
Нефть дорожает, но настроена на недельное падение
Независимые нефтеперерабатывающие заводы Китая начали закупать российскую нефть с большими скидками