Нефтеперерабатывающий завод PCK в Шведте, контрольный пакет акций которого принадлежит российскому нефтяному гиганту «Роснефть», проверяет решимость Германии отказаться от импорта нефти из России к концу года в рамках новых европейских санкций, призванных наказать Москву за ее спецоперацию на Украине. Не имеющий выхода к морю нефтеперерабатывающий завод с момента постройки в 1960-х годах является источником 90% берлинского топлива и получает всю сырую нефть из России по трубопроводу «Дружба».
Одно из решений, рассматриваемых Германией, заключалось в том, чтобы временно передать контроль над операционной деятельностью НПЗ британской нефтяной компании Shell, которая владеет 37,5% акций этого предприятия.
Shell, которая в прошлом году столкнулась с тем, что Германия заблокировала продажу Роснефти своей доли в Шведте, готова выступить в качестве временного оператора, заявили двое источников, в том числе источник в компании. Но они не заинтересованы ни в приобретении большей доли, ни в том, чтобы стать постоянным оператором.
Чиновники также озвучили идею передачи операционной деятельности польскому нефтеперерабатывающему заводу PKN Orlen.
Представитель министерства экономики Германии, отвечающего за энергетику, сказал: «Мы работаем изо всех сил, чтобы найти решение. Мы знаем проблему и работаем над ней».
Польша настаивает на том, чтобы «Роснефть» была вытеснена с завода, четвертого по величине НПЗ Германии.
«Роснефть» тем временем пока отказывается взаимодействовать с Германией для обсуждения продажи ее 54,17% акций НПЗ или каких-либо других решений, которые могли бы разрешить ситуацию, говорят источники.
Итальянская Eni владеет оставшимися 8,33%, и в прошлом месяце было подтверждено, что она находится в процессе их продажи.
«Решить эту проблему непросто», — заявил в понедельник министр экономики Германии Роберт Хабек в отношении Schwedt, добавив, что для обсуждения перспектив была создана рабочая группа.
У Берлина есть возможность получить контроль над заводом или даже экспроприировать фирму, что можно сделать с помощью недавно обновленного законодательства об энергетической безопасности, чтобы облегчить национализацию.
Но экспроприация может спровоцировать ответные шаги Москвы, и больше всего в Германии опасаются, что Россия прекратит поставки природного газа. Европе еще предстоит разработать планы по сокращению зависимости от российского газа. Сейчас Германия к этому не готова.
Любые альтернативные поставки сырой нефти будут дорогостоящими, что окажет дополнительное давление на немецких потребителей, поскольку крупнейшая экономика Европы борется с рисками рецессии.
Трубопровод Дружба
ЕС планирует ввести эмбарго на 90% импорта российской нефти до конца года. В план не входят не имеющие выхода к морю Венгрия, Словакия и Чешская Республика, нефтеперерабатывающие заводы которых получают все сырье по трубопроводу «Дружба» из России.
Германия и Польша постепенно увеличивают поставки сырой нефти в Шведт и соседний нефтеперерабатывающий завод Leuna, принадлежащий TotalEnergies, по другим, более мелким трубопроводам из балтийских портов Росток и Гданьск.
Польша предложила выделить свободные мощности на своем нефтяном терминале в Гданьске и могла бы транспортировать морскую сырую нефть по своим трубопроводам из порта на два немецких нефтеперерабатывающих завода при условии, что «Роснефть» перестанет быть владельцем Schwedt.
Терминал в Гданьске может принимать до 36 миллионов тонн в год, что составит 9 миллионов тонн сверх потребностей польских нефтеперерабатывающих заводов, которые могут быть использованы для Германии.
Потенциальное сотрудничество будет включать координацию поставок и типов сырой нефти в трубопроводной системе, которая питает главный нефтеперерабатывающий завод Польши в Плоцке, прежде чем повернуть на запад в сторону Германии, чтобы можно было максимизировать выход продукта и прибыль от переработки.
Хотя ожидается, что в ближайшие месяцы поставки по альтернативным трубопроводам из Норвегии, Ближнего Востока, США и Западной Африки увеличатся, они не могут обеспечить полную мощность двух нефтеперерабатывающих заводов в 24 миллиона тонн нефти в год.
По словам двух источников в отрасли, чтобы восполнить этот пробел, рассматривается одна крайняя мера, которая включает в себя потенциальный наём десятков автоцистерн для доставки сырой нефти из двух портов.
На данный момент Schwedt и Leuna получают беспрецедентную прибыль.
Цены на российскую нефть сорта Юралс, поставляемую по нефтепроводу «Дружба», оцениваются по формуле расчета среднемесячной цены сорта. По подсчетам Reuters, цена на нефть была примерно на 35 долларов за баррель ниже цены Brent.
В то время как большинство других европейских нефтеперерабатывающих заводов, которые больше не покупают российскую нефть, получили рекордную прибыль от переработки сырой нефти в бензин, дизельное топливо и реактивное топливо, маржа двух немецких нефтеперерабатывающих заводов значительно увеличилась за счет более дешевой нефти.
По данным нескольких отраслевых источников и аналитиков, маржа для Leuna и Schwedt оценивается примерно в 50–70 долларов за баррель.
Это означает ежедневную прибыль в размере от 12 до 16,8 млн долларов в день для каждого НПЗ, что примерно на 8,5 млн долларов в день больше, чем у нефтеперерабатывающего завода аналогичного размера в северо-западной Европе, который не перерабатывает российскую нефть.