Столкнувшись с возмущением общественности из-за стоимости жизни, политики утверждают, что рост цен — глобальное явление.
«Каждая страна мира получила свой кусок этой инфляции», — заявил президент Джо Байден 10 июня, после того как Америка сообщила о самом большом скачке с 1981 года (в мае потребительские цены выросли на 8.6% по сравнению с прошлым годом).
Действительно, стоимость топлива, удобрений, зерна и других товаров выросла по всему миру после обострения ситуации на Украине в феврале. Но не все страны пострадали от инфляции. Из 42 крупных экономик, представленных на странице The Economist, в восьми по-прежнему инфляция ниже 4%. Шесть из этих восьми стран находятся в Восточной или Юго-Восточной Азии. Регион также включает несколько небольших островков ценовой стабильности, таких как Вьетнам (где инфляция составила 2.9% за год до мая) и Макао (1.1% за год до апреля).
Исключительность Востока
Отчасти это связано с распространением двух заболеваний. Вспышка африканской чумы свиней в период с 2018 по 2021 год уничтожила поголовье свиней в Китае, где, по некоторым оценкам, было отбраковано до 200 млн свиней. В результате резко подскочили цены на свинину, один из основных продуктов питания в Восточной Азии. Впоследствии цены стремительно упали. В материковом Китае, например, свинина подешевела более чем на 21% за год до мая. Это позволило компенсировать инфляционное давление в других секторах экономики. (Помогает и тот факт, что Восточная Азия, в отличие от других регионов, потребляет больше риса, чем пшеницы. Цены на рис выросли на 8% с момента начала СВО на Украине, тогда как пшеница подскочила на 17%).
Еще одно заболевание, которое тормозит инфляцию в регионе, — Covid-19. Многие азиатские страны приспосабливались к жизни с вирусом медленнее и неохотнее, чем на Западе. Например, Индонезия не полностью отказалась от карантина для прибывающих из-за рубежа до 22 марта. Согласно индексу социальных ограничений, разработанному банком Goldman Sachs, в Малайзии путешествия и перемещения нормализовались только в начале мая, спустя месяц после того, как страна официально начала «переход к эндемичной фазе». Тайвань даже сейчас сохраняет осторожность. Успешная борьба с Covid в прошлом привела к тому, что у населения Таиланда оказался более низкий естественный иммунитет, при этом в стране меньше западного фатализма по поводу этой болезни.
Безусловно, Китай продолжает вводить строгие ограничения на передвижение и скопления людей в местах вспышки инфекции. Недавние карантины в Шанхае и других городах ограничили способность экономики поставлять товары, а также готовность потребителей покупать их. Теоретически, этот двойной сбой со стороны спроса и предложения может привести к изменению цен в любую сторону. Однако, судя по всему, ущерб потребительским расходам является более серьезным и постоянным. В мае — второй месяц карантина в Шанхае — розничные продажи сократились почти на 10% (в реальном выражении) по сравнению с предыдущим годом, хотя промышленное производство выросло на 0.7%.
Ограничения на международные поездки нанесли разрушительный удар по экономике Гонконга и особенно Макао, которые сильно зависят от посетителей с материка, приезжающих в местные казино. Действительно, ВВП Макао за первые три месяца года составил менее половины от уровня в аналогичный период 2019 года. на этом фоне инфляция в 1% не кажется таким уж чудом. Удивительно, что цены вообще растут.
На Западе высокая инфляция вынудила многих политиков ужесточить позицию. Например, Федеральная резервная система США была вынуждена повысить процентные ставки на 0.75% 15 июня — быстрее, чем планировалось. Спешка ФРС в борьбе с инфляцией осложняет противостояние этому же врагу в Восточной Азии. Более высокие процентные ставки в Америке привлекают глобальные потоки капитала, оказывая понижательное давление на азиатские валюты. Гонконг, где валюта привязана к американскому доллару, и Макао, чья валюта в свою очередь привязана к гонконгскому доллару, были вынуждены повысить процентные ставки на следующий день после того, как это сделала ФРС. Малайзия и Тайвань также повысили процентные ставки в этом году, а Индонезия, где процентные ставки составляют 3.5%, по прогнозам JPMorgan Chase, повысит их в следующем месяце.
Кроме того, Малайзия и Индонезия решили принять нетрадиционные меры в ответ на рост цен: запреты на экспорт. Индонезия на короткий период запретила продажу пальмового масла за рубеж, а Малайзия сохраняет запрет на экспорт кур. Цель в том, чтобы сохранить запасы страны для собственного населения. Но эта политика может иметь негативные последствия, если более низкие цены вынудят местных фермеров сократить производство. Такие запреты также усиливают инфляцию в других странах региона. Сингапур, в частности, зависит от импорта мяса птицы со стороны более крупного соседа. Экономические отношения и конкуренция между ними становятся все более очевидными.
Япония стоит особняком
Япония стала одним из исключений из этой тенденции ужесточения. На заседании 17 июня Банк Японии подтвердил обязательство покупать столько десятилетних государственных облигаций, сколько необходимо, чтобы поддерживать доходность не выше 0.25%. Он решил придерживаться этого потолка, даже несмотря на то, что аналогичная доходность в США превысила 3.2%. Этот разрыв в доходности спровоцировал обвал иены, которая упала почти до самого низкого уровня по отношению к доллару с 1998 года.
Слабая иена вызовет рост цен на импорт, подогревая инфляцию в Японии. Если более высокая инфляция сохранится, люди в ожидании ее роста потребуют повышения заработной платы в качестве компенсации. Более высокие зарплаты, в свою очередь, приведут к росту цен, что сделает инфляционные ожидания самореализующимися.
Такая спираль роста заработной платы и цен угрожает многим регионах Азии. Но как раз к этому уже давно стремятся японские политики. После слабого спроса и падения цен в течение нескольких лет инфляционные ожидания стали опасно низкими, что мешало Банку Японии восстанавливать экономику в условиях спада и бороться с возвратом к дефляции. Как и другие страны, Япония попала под удар инфляции. Теперь ЦБ еще активнее возьмется за этот вопрос.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Economist
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Пшеница и пальмовое масло подешевели, притормозив продовольственную инфляцию
Уровень жизни в Британии упал настолько, что ей угрожают самые массовые забастовки с 1970-х годов