России, возможно, впервые засчитают дефолт по иностранным облигациям с тех пор, как большевики отказались платить по огромной куче долгов после революции 1917 года, но ее экономика в размере 1,8 триллиона долларов пока не показывает никаких признаков того, что она пойдет ко дну.
Монеты российского рубля, 25 марта 2021 года. REUTERS/Maxim Shemetov
Санкции, введенные Западом в связи с военной операцией России в Украине, стали сильнейшим внешним шоком для экономики России после распада Советского Союза в 1991 году, но до сих пор экономика была на удивление устойчивой.
«Дефолт» России в 2022 году, объявленный Соединенными Штатами в понедельник, но отвергнутый Кремлем, сильно отличается от долговых кризисов предыдущих лет: в 1918 году большевики не хотели платить, а в 1998 году Россия не могла платить по своим долгам.
На этот раз Москва может заплатить и говорит, что готова, но Запад этому препятствует.
Ниже приведены пять признаков того, что российская экономика по-прежнему устойчива:
* Самая сильная валюта в мире: рубль, которого десятилетиями избегали даже россияне из-за его слабости и нестабильности, на сегодняшний день является самой сильно растущей валютой мира по отношению к доллару США.
Рубль укрепился за счет поступлений от экспорта сырьевых товаров, сокращения импорта и контроля над капиталом, который защитил валюту от более широкой распродажи.
22 июня рубль достиг 7-летнего максимума по отношению к доллару и евро.
По данным центрального банка, за первые пять месяцев 2022 года положительное сальдо счета текущих операций России составило 110,3 млрд долларов по сравнению с 32,1 млрд долларов за тот же период прошлого года.
* Нефть. Кровь российской экономики торгуется выше 100 долларов за баррель с тех пор, как Россия начала СВО в Украине. Нефть марки Brent в понедельник торговалась по $112,99.
При высоких ценах на нефть Россия, второй по величине экспортер нефти в мире после Саудовской Аравии и крупнейший в мире экспортер природного газа, имеет резерв на триллион долларов в год, чтобы противостоять санкционному давлению.
Несомненно, российская смесь нефти марки Urals продается с дисконтом по отношению к Brent, но по-прежнему ее цена высока.
Западные санкции вынудили Россию продавать свою нефть с большими скидками до 40 долларов за баррель Китаю и Индии. Но официальные лица США заявили, что сегодня Москва по-прежнему зарабатывает больше денег на экспорте энергоресурсов, чем до военного конфликта.
* Ставки — Центральный банк России снизил ключевые процентные ставки до докризисного уровня 9,5% 10 июня — и оставил возможность для дальнейшего смягчения ДКП по мере замедления инфляции.
Сразу после начала СВО Россия подняла ставки до 20%.
Но это все еще намного ниже астрономических показателей в 150%, введенных непосредственно перед девальвацией в августе 1998 года.
* Еда и никакой паники — В магазинах Москвы все еще есть еда и мало признаков паники.
Сразу после СВО началась паническая скупка таких вещей, как сахар. Но она быстро поутихла: в магазинах Москвы полно еды и нет набегов на банки.
Это резко контрастирует с паническими закупками, сопровождавшими девальвацию 1998 года, и нехваткой продовольствия, сопровождавшей падение Советского Союза в 1991 году.
Еще в 1990 году, чтобы уменьшить нехватку продовольствия в России, Соединенные Штаты начали поставлять в Россию куриные ножки, которые стали известны как «ножки Буша» — в честь президента Джорджа Буша-старшего, подписавшего соглашение с Михаилом Горбачевым.
* Безработица - всего 4%, рекордно низкий уровень в апреле.
Некоторые опасаются, что безработица может быть занижена, поскольку крупным компаниям еще предстоит сократить штат, но на данный момент, по крайней мере, только 3,0 миллиона человек не имеют работы. В ближайшее время ожидается новый отчет за май.
Гай Фолконбридж © 2022 Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Рубль сдал назад: все сильнее вырисовываются признаки формального дефолта России
Почему до военной операции курс рубля постоянно падал, а теперь постоянно растет
Зачем Банку России такой крепкий рубль