Нефтяной шок 1970-х годов преподнес западным политикам урок по поводу могущества мировых энергетических сверхдержав. Пятьдесят лет спустя им пришлось снова усвоить этот урок.
Россия ограничивает поставки газа в Европу в ответ на западные санкции. Перспектива полного прекращения поставок российского газа вызывает панику в Европе, причем Германия и другие крупные экономики рассматривают возможность нормирования энергопотребления этой зимой. В то же время Джо Байдену, который обеспокоен резким ростом цен на бензин в преддверии промежуточных выборов, пришлось забыть о своей предвыборной риторике по поводу отношения к Саудовской Аравии как к изгою. В следующем месяце он отправится в Эр-Рияд, чтобы призвать саудовцев увеличить добычу нефти.
Урок кажется простым и обескураживающим. В 2022 году, как и в 1973 году, крупнейшие мировые производители нефти могут заставить ведущие политические державы плясать под свою дудку.
Однако геополитика в сфере энергетики гораздо сложнее. В краткосрочной перспективе у России сильные позиции, но в ближайшие три года ее положение резко ухудшится. Америка столкнулась с большими проблемами в краткосрочной перспективе, но занимает более уверенные позиции в долгосрочной перспективе.
С самыми большими краткосрочными и среднесрочными проблемами столкнулся ЕС. Несмотря на смелые разговоры о диверсификации и декарбонизации, европейцы по-прежнему далеки от создания новой устойчивой энергетической стратегии.
Россия и ЕС борются со временем. Цель России — спровоцировать экономический кризис в Европе зимой, тем самым ослабив поддержку Украины со стороны ЕС. Правительство Венгрии, которое терпимо относится к Путину, уже настаивает на быстром прекращении огня на Украине из-за угрозы экономической катастрофы.
У европейцев есть несколько месяцев до зимы, чтобы подготовиться к предстоящему дефициту поставок из России. Но даже если тактика Москвы сработает в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе Путин разрушит один из главных столпов российской власти.
Европа осознала опасности, связанные с энергетической зависимостью от России, и намерена больше никогда не стать столь уязвимой.
«Перед началом военного конфликта Россия рассчитывала на гарантированные доходы от нефти и газа еще в течение 30 лет. Теперь они рассчитывают на три года», — заявил один высокопоставленный немецкий чиновник.
Опасная игра
Даже в краткосрочной перспективе прекращение экспорта газа в Европу — опасная игра для России. В российскую казну по-прежнему поступает примерно 1 млрд евро в день, в основном из Европы. Если Путин пожертвует этими доходами, возможности для проведения СВО быстро сократятся.
Россия может относительно легко найти альтернативные рынки для сбыта нефти: Индия и Китай охотно наращивают импорт нефти со скидкой. Однако российский газ экспортируется по трубопроводам, а основные трубопроводы проложены в Европу. На строительство новых трубопроводов в Китай уйдут годы, поэтому Россия вскоре может оказаться в затруднительном положении.
О серьезности усилий Европы по снижению зависимости от российских энергоносителей можно судить по графику поездок ее лидеров. Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии, только что посетила Израиль и Египет для подписания нового газового соглашения. Канцлер Германии Олаф Шольц недавно побывал в Сенегале и поддержал разработку в стране нового газового месторождения.
Однако остается открытым вопрос: насколько быстро и безболезненно Европе удастся заменить российские энергоносители. Некоторые высокопоставленные представители энергетической отрасли настроены скептически. Скорее всего, в течение следующих пяти лет Европа будет в неудобном положении — потребность в российских энергоносителях сократится, но не исчезнет, в то время как потребители страдают из-за постоянного роста цен, а промышленность сталкивается с перебоями в поставках.
Америка же, напротив, находится в гораздо более выгодном положении в долгосрочной перспективе. По словам Дэна Ергина, ведущего энергетического аналитика, Штаты сместили Россию в качестве ведущего мирового экспортера энергоносителей.
Более высокие цены на энергоносители стали проблемой для американских потребителей, однако это на руку американской сланцевой промышленности. Конфликт на Украине в частности показал, что опасно полагаться на геополитического противника при поставках энергетических ресурсов. Сейчас Америка является крупным нетто-экспортером энергоносителей, а Китай по-прежнему сильно зависит от импорта.
Но само по себе американское производство не может защитить американских потребителей от роста мировых цен на нефть. Стремление Америки изолировать не только Россию, но и Иран и Венесуэлу усилило позиции Саудовской Аравии. Даже США не могут одновременно относиться ко всем крупнейшим мировым производителям нефти как к изгоям. Кроме того, в отличие от России или Ирана, Саудовская Аравия является давним союзником США.
Реальная угроза позиции Саудовской Аравии носит не геополитический, а экологический характер. Декарбонизация в итоге может привести к тому, что мир перестанет покупать то, что продают саудовцы.
Однако в краткосрочной перспективе глобальный энергетический кризис, вызванный ситуацией на Украине, увеличивает спрос на ископаемо топливо из других источников, помимо России, включая уголь — самый грязный из всех видов топлива. Германия снова открывает законсервированные угольные электростанции. А Китай еще больше использует самый надежный вид внутреннего производства энергии — уголь.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Европа надеется, что Украина поможет ей отказаться от российской энергии
Газ в Европе дорожает вторую неделю подряд на сокращении поставок из России