Катар стал играть огромную роль на мировых товарных рынках с тех пор, как более двух десятилетий назад впервые начал экспортировать сжиженный природный газ.
Теперь, после начала спецоперации России в Украине и ряда сделок по разработке нового газового месторождения, влияние этого государства Персидского залива на международные энергетические потоки еще больше возрастет.
QatarEnergy, ее государственный производитель газа, в последние недели объявил о заключении соглашений о совместном предприятии с пятью крупнейшими в мире международными нефтяными компаниями для разработки обширного проекта стоимостью 29 миллиардов долларов, известного как North Field East.
Проект направлен на увеличение ежегодных экспортных мощностей Катара с 77 млн тонн до 110 млн тонн к 2026 году, что поможет ему обогнать Австралию и стать вторым по величине производителем топлива после США.
Сделки с британской Shell, американской ExxonMobil и ConocoPhilips, французской TotalEnergies и итальянской Eni готовились годами, а не стали результатом погони за альтернативными источниками энергии после начала СВО России на Украине.
Однако тот факт, что крупные западные энергетические компании так стремились присоединиться к проекту, свидетельствует о растущем значении Катара как газовой сверхдержавы. «Вход в Катар — важная веха для нас», — сказал Financial Times исполнительный директор Eni Клаудио Дескальци.
Катар открыл Северное месторождение, одно из крупнейших в мире запасов газа, которое он делит с Ираном, в Персидском заливе к северо-востоку от полуострова в 1971 году. В 1996 году он доставил свою первую партию СПГ в Японию.
По данным Wood Mackenzie, к 2010 году Катар был крупнейшим поставщиком СПГ в мире, произведя в том году 55 млн тонн.
После десятилетия соперничества за первое место с Австралией и США потрясения, вызванные СВО России, помогают Катару вновь подтвердить свое значение, сказала Кэрол Нахле, исполнительный директор консалтинговой фирмы Crystol Energy.
«Скачок спроса на нероссийский газ создает новый ландшафт», — сказала она. «Катар потерял свой первоклассный имидж после сланцевой революции [в США], но теперь у него есть возможность вернуться на международную арену как в качестве важного игрока на газовых рынках, так и благодаря возможности набирать политические очки за счет улучшения отношений с Западом».
Второй этап под названием North Field South может увеличить экспортные мощности до 126 млн тонн в год к 2027 году.
Катар, страна с населением всего 3 миллиона человек, давно стремится поддерживать разнообразные двусторонние отношения как средство защиты от главных держав региона — Саудовской Аравии, с которой у него есть единственная сухопутная граница, и Ирана.
Катар, управляемый семьей Аль Тани с 19 века, с начала 2000-х годов принимал у себя войска США, в том числе их региональный военный штаб. Президент США Джо Байден в мае назвал Катар важным союзником, не входящим в НАТО.
После крупных займов для разработки первого проекта Северного месторождения в 1990-х годах Катар направил свои газовые богатства в свой суверенный фонд благосостояния Qatar Investment Authority, который повысил международный авторитет страны благодаря крупным инвестициям, таким как сделка 2011 года по покупке французского футбольный клуб Пари Сен-Жермен.
Доходы от продажи газа помогут покрыть расходы на проведение в ноябре 2022 года чемпионата мира по футболу — крупнейшего международного футбольного турнира, впервые проведенного на Ближнем Востоке.
По словам Фрэнка Харриса, эксперта по СПГ в Wood Mackenzie, Катар исторически продавал большую часть своего СПГ азиатским коммунальным предприятиям по долгосрочным контрактам и заработал «отличную репутацию» в качестве надежного поставщика.
Это может помочь снять опасения в некоторых европейских столицах, поскольку они готовятся переключить свою энергетическую зависимость с одной нефтегосударственной державы, России, на другую.
Хотя около двух третей экспорта Катара по долгосрочным контрактам приходится на азиатских покупателей, по данным консалтинговой компании Energy Aspects, государство Персидского залива стремится к тому, чтобы распределение поставок для проекта North Field East было более сбалансированным, чтобы примерно половина направлялась в Европу.
«Сейчас между Катаром и США идет долгосрочная битва за превосходство, — сказал Харрис.
Лео Кабуш, аналитик Energy Aspects, сказал, что географическое положение Катара делает его более подходящим, чем США, для поставок в Европу и Азию.
В поисках альтернатив российскому газу Германия заявила в мае, что подписала предварительное энергетическое соглашение со страной Персидского залива, которое откроет двери для крупнейшей экономики Европы, хотя переговоры между QatarEnergy и немецкими компаниями продолжаются. Несколько дней спустя QIA пообещала инвестировать 10 миллиардов фунтов стерлингов в Великобританию в знак укрепления связей между Дохой и Лондоном.
Одной из проблем для европейских покупателей является то, что Катар традиционно предпочитал долгосрочные контракты, в которых указывается фиксированный пункт доставки, а не гибкие контракты, предлагаемые производителями США, которые позволяют покупателю отгружать топливо куда угодно и обычно пользуются популярностью в Европе.
Также считается, что европейские покупатели с меньшей охотой подписывают контракты сроком до 25 лет, учитывая неопределенность в отношении будущей роли газа в том, что, как надеется большинство лидеров, станет миром с нулевыми выбросами углерода.
Опасения ЕС, что Россия прекратит поставки газа, становятся реальностью
Важнейшая роль Exxon, Total, Eni и других международных партнеров будет заключаться в оказании помощи в маркетинге дополнительных объемов. Катар ждал не менее трех лет, чтобы подписать соглашение о партнерстве, и передал в общей сложности только 18,75% проекта четырем совместным предприятиям.
«North Field East демонстрирует ценность наличия партнеров, но Катар явно контролирует ситуацию», — сказал Харрис, добавив, что он также «много делает» для снижения выбросов парниковых газов.
QatarEnergy стремится снизить углеродоемкость своих объектов СПГ на 35% к 2035 году с помощью технологии улавливания углерода, чтобы обеспечить рынок для своего газа, даже если его потребители сократят свои выбросы до нуля до 2050 года.
«Как мы видим прямо сейчас, особенно в Европе, энергетический переход потребует времени, и СПГ станет промежуточным топливом», — сказал Кабуш. «В этом смысле компании и импортеры, будь то в Европе или в Азии, остро нуждаются в регулярных и надежных поставках».
По материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Глава МЭА призвал Европу готовиться к полной остановке экспорта российского газа
Канада ставит газовый рынок Европы на грань своими санкциями против «Газпрома»
Газ резко подешевел в США и взлетел в Европе после новостей из Техаса
Цены на газ рухнули в США и взлетели в Европе
Катар отобрал у США корону крупнейшего в мире экспортера сжиженного природного газа