В понедельник в 6:00 по берлинскому времени начались работы по техническому обслуживанию газопровода «Северный поток — 1», по которому Германия обычно получает более половины своих поставок природного газа. Работы планируется завершить в 6:00 21 июля. Техническое обслуживание происходит раз в два года и обычно не вызывает беспокойства. Для проведения обслуживания трубопровод необходимо опорожнить, но обычно для такого случая в хранилищах хранится достаточный объем природного газа.
Фото Reuters
Теперь все по-другому. Мало того, что многие газохранилища не были полностью заполнены после зимы 2020-2021 годов, но, в частности, хранилище в Редене, Германия, принадлежащее российской государственной нефтяной компании «Газпром», оставалось почти пустым. Поскольку объемы хранения значительно отстают от запланированных, растет беспокойство по поводу того, что может произойти, если «Газпром» решит не возобновлять поставки по «Северному потоку-1». США и Германия подписали соглашение о завершении строительства газопровода «Северный поток — 2».
Военный конфликт России и Украины уже способствовал государственному перевороту с отставкой руководителя страны на Шри-Ланке, где стремительный рост цен на продукты питания и топливо вынудил людей свергнуть свое правительство. Удовлетворенный Владимир Путин, кажется, играет с аналогичной возможностью в самом сердце Европы.
Определенный прецедент действительно есть. В 2007 году после аварийного ремонта литовского ответвления нефтепровода «Дружба» российский нефтепроводный оператор «Транснефть» принял решение больше не использовать этот участок нефтепровода. В этом году в июне Россия сократила поставки по газопроводу «Северный поток» сначала на 40%, а затем на 60% от обычных объемов, не увеличивая поставки по другим маршрутам, например, через Украину. Многие в Германии опасаются, что трубопровод больше не будет заполнен после завершения обслуживания.
Судя по всему, в Европейском Союзе разыгралась игра в покер с высокими ставками после тотальной атаки России на Украину. Кто моргнет первым? Кто первым отцепится от другого? Будет ли это ЕС, отказавшийся от закупок природного газа в России, или Россия, прекратившая поставки? В то время как некоторые государства ЕС, такие как Польша и Литва, действительно прекратили этот импорт по собственной воле, Германия находится в иной ситуации. В 2011 году Германия получила газа из России на уровне 32% от общего объема поставок природного. К 2021 году — даже после конфликта России с Украиной, ведущего свое начало с событий 2014 года, и введения официальных санкций против России — эта цифра выросла до 52%, сообщает Handelsblatt.
Как Германия оказалась в такой ситуации, когда удовлетворение ее потребностей в природном газе стало зависеть в основном от одного поставщика и одного средства транспортировки? Это связано с тем, что я называю соблазном участия в российских энергоцепях (тема моей одноименной книги). Покупка российского природного газа и его поставка в Германию напрямую, а не через Украину, например, была слишком заманчивой для слишком многих игроков и слишком долго. Идея понравилась всем, от коррумпированных политиков до региональных администраций в районах, прилегающих к газопроводу, а также немецким и европейским компаниям, соблазнившимся значительной прибылью от участия в консорциуме Nord Stream AG. Это было даже заманчиво для некоторых лидеров зеленых, которые видели в природном газе (который «оказался» российским природным газом) возможный мост «наименьшего из всех зол» между углем и нефтью с высоким уровнем выбросов и будущей энергетической системой, основанной на возобновляемых источниках энергии.
Все эти игроки сейчас чудесным образом осознали опасность энергетической зависимости от России. Помимо их опасений, есть некоторые реалии, о которых следует помнить. Во-первых, даже самые продуманные экстренные планы на случай возможного прекращения поставок российского газа — прежде всего нормирование, но также и перекладывание растущих расходов на конечных потребителей — могут иметь серьезные социальные последствия. Если немецкое правительство не справится с этими рисками быстро и активно, существует вероятность реального социального конфликта с очень серьезными последствиями.
Самая сложная задача исходит от промышленности. В то время как заменить природный газ для производства электроэнергии относительно легко, его гораздо сложнее заменить для промышленного использования. Промышленность потребляет 37% природного газа Германии, и некоторые из этих видов использования нельзя просто переключить на электроэнергию, произведенную другими способами, что делает промышленную декарбонизацию последним рубежом глобальной декарбонизации. Именно промышленные игроки больше всего проиграют в случае полной остановки поставок российского природного газа. Например, химический гигант BASF обеспечивает 4% общего потребления природного газа в Германии. Он использует природный газ в основном для промышленных процессов, таких как высокотемпературные химические процессы, которые превращают сырую нефть в химикаты, а также в качестве сырья для производства аммиака и ацетилена, используемых для производства удобрений и пластмасс.
Возможность того, что Россия не возобновит поставки газа по «Северному потоку-1», в наши дни является слоном в посудной лавке для Германии. Слова «Россия» или «возможное прекращение поставок газа» даже не нужно произносить — эти слова у всех на слуху. Даже в разгар жары возможность отключения вызывает дрожь по всей стране. Именно такую неуверенность и панику хочет создать в Европе Владимир Путин. Таким образом, даже если поставки возобновятся 21 июля, как и было запланировано, ущерб уже нанесен. Таким образом, цели Путина достигнуты.
Автор заметки: Маргарита М. Бальмаседа – профессор Школы дипломатии и международных отношений Университета Сетон-Холл, научный сотрудник Гарвардского украинского научно-исследовательского института и автор книги «Российские энергетические цепи: переделка технополитики» из Сибири в Украину и в Европейский Союз.
По материалам Barron's и MarketWatch
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Природный газ взлетел на 700%, став движущей силой новой холодной войны
Глава МЭА призвал Европу готовиться к полной остановке экспорта российского газа
Германия умоляет Канаду вернуть турбину «Газпрому»
Канада ставит газовый рынок Европы на грань своими санкциями против «Газпрома»