По словам турецких официальных лиц, знакомых с этим вопросом, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган планировал обсудить оплату импорта российских энергоносителей валютами, отличными от доллара США, на встрече со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Тегеране.
Фото Reuters
По словам официальных лиц, две страны работают над предложением о торговых платежах в местной валюте, в том числе по энергетическим сделкам, что поможет правительству Анкары замедлить сокращение ее суверенных резервов.
Они ожидали, что Эрдоган и Путин рассмотрят это предложение во вторник в кулуарах встречи по Сирии в иранской столице.
Путин прибыл в Иран, чтобы поговорить с Раиси и Эрдоганом о конфликтах на Украине и в Сирии.
Россия остается важнейшим источником поставок энергоносителей для Турции. В прошлом году она обеспечила четверть импорта сырой нефти Турцией и около 45% ее закупок природного газа, что дало Москве огромный профицит в двусторонней торговле.
Экспорт Турции в Россию в прошлом году составил 6,5 млрд долларов, а импорт из России - 29 млрд долларов. Кроме того, миллионы россиян проводят отпуск на средиземноморском побережье Турции, тратя на путешествия миллиарды долларов.
По словам одного из чиновников, рассматриваемый механизм может позволить Турции использовать лиры для импорта энергоносителей, экономя больше своих валютных резервов. Любой платеж в турецкой валюте впоследствии может быть использован Москвой для финансирования закупок Россией товаров и услуг у турецких поставщиков.
Точно так же рубли должны быть частью любого соглашения между двумя странами, сказал чиновник. Министерство энергетики Турции отказалось от комментариев. Министерство энергетики России не сразу ответило на запрос по электронной почте о комментарии.
Что говорит Bloomberg Economics....
«У России положительное сальдо торгового баланса с Турцией в 2021 году составило около 20 миллиардов долларов, и в текущих условиях переход на платежи в местной валюте имеет смысл для обеих стран. С точки зрения России это по существу означает, что экспортеры будут накапливать больше лир вместо евро или долларов США, которые могут быть восприняты как более безопасные с точки зрения санкций, в то время как для Турции это может означать меньшее давление на ее валюту, поскольку она сможет финансировать часть дефицита внешней торговли на местном уровне». -- Александр Исаков, экономист по России.
За последние несколько лет турецкие политики заключили соглашения об обмене валюты с основными торговыми партнерами, чтобы обратить вспять медленное, но неуклонное падение резервов центрального банка. Денежно-кредитное управление Турции и государственные коммерческие банки продали десятки миллиардов долларов для поддержки лиры по крайней мере с 2019 года, поскольку она оказалась под давлением во время споров с США и инициативы Эрдогана по снижению процентных ставок.
Валовые валютные резервы Турции упали до чуть менее 59 миллиардов долларов по состоянию на 1 июля по сравнению с примерно 97 миллиардами долларов почти пять лет назад. Подсчет включает в себя миллиарды долларов, которые Турция заняла у иностранных государств и своих собственных коммерческих банков по своп-соглашениям, маскируя реальное сокращение резервов.
В прошлом году Эрдоган заявил, что за два предыдущих года власти продали более 165 миллиардов долларов для защиты валюты.
Добыча нефти в России восстанавливается третий месяц подряд, несмотря на беспрецедентные санкции, введенные Западом после вторжения в Украину. Его газовый гигант «Газпром» ограничивает экспорт в Европу.
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram