Доллар продемонстрировал впечатляющий рост, с начала года подскочив более чем на 10% по отношению к другим основным валютам.
Однако многие правительства и центральные банки предпочли бы использовать прилагательное «катастрофический» вместо «впечатляющий». Для развивающихся стран, от Шри-Ланки до Аргентины, обслуживание долгов, деноминированных в долларах, которое и без того было трудной задачей, стало практически невозможным из-за роста курса доллара.
В развивающихся странах, таких как Чили, у которых нет больших долгов, это привело к росту инфляции из-за увеличения деноминированных в долларах цен на продовольствие и энергоносители в местной валюте. Инфляция и падение курса национальной валюты вынудили Банк Чили повысить процентную ставку девять раз за последний год, а также использовать резервы для поддержки песо.
Европейский центральный банк оказался в затруднительном положении из-за падения курса евро до паритета с долларом. Банк Японии столкнулся с тем, что иена в этом году стала худшей валютой среди развитых стран.
Причины укрепления доллара не являются загадкой. Учитывая высокую инфляцию и сильный экономический рост, Федеральная резервная система повышает процентные ставки быстрее, чем другие крупные центральные банки, привлекая потоки капитала в США.
ЕЦБ, который на прошлой неделе начал осторожно ужесточать политику, действует гораздо медленнее. Сокращение поставок российских энергоносителей уже оказывает давление на экономический рост в Европе, а повышение процентных ставок пошатнет хрупкий итальянский долговой рынок, учитывая несвоевременный рост политической неопределенности в этой стране.
В то же время у Банка Японии пока нет оснований считать проблему «низкой инфляции» в стране решенной, поэтому он не намерен отказываться от политики «контроля доходности» для сохранения низких процентных ставок. Ни Банк Японии, ни ЕЦБ не будут следовать за ФРС, повышая процентные ставки на 75 или 100 базисных пунктов.
Некоторые будут ссылаться на рост геополитических рисков из-за непрекращающегося военного конфликта между и Россией и Украиной, а также на статус доллара как убежища. Напряженность вокруг Тайваньского пролива и Ирана может привести к увеличению потока беженцев. Но, по большому счету, недавние колебания валютных курсов были спровоцированы центральными банками. То же самое будет происходить и в будущем.
Доллар может поменять направление
Впрочем, ни для кого не новость, что, отстав от графика, ФРС теперь пытается наверстать упущенное. Поэтому рынок уже ждет дальнейшего повышения ставок от председателя ФРС Джея Пауэлла и его коллег. Иными словами, нет никаких оснований для того, чтобы дополнительное повышение процентных ставок привело к росту доллара.
Однако перспективы валютного рынка могут омрачиться из-за двух факторов. Во-первых, другие центральные банки – не считая ЕЦБ и Банка Японии – демонстрируют готовность следовать за ФРС в повышении ставок для решения собственных проблем, связанных с ростом инфляции. В частности, этот список уже включает центральные банки Канады, Филиппин, Сингапура, Новой Зеландии и Южной Кореи. И он продолжает расти.
Эти страны обладают достаточными финансами, чтобы справиться с повышением процентных ставок, тогда как инфляция вызывает всеобщую озабоченность. Соответственно, центральные банки данных стран как минимум идут в ногу с ФРС. Получается, доллар не так сильно вырос по отношению к широкой корзине, включающей валюты этих стран. То же самое, вероятно, будет справедливо и в предстоящие недели и месяцы.
Во-вторых, в США существует риск рецессии, что является еще более зловещим предзнаменованием. Текущее ценообразование в долларах исходит из ожидания того, что ФРС продолжит повышать ставки. Это ожидание, в свою очередь, основано на оптимистичном предположении о том, что американская экономика продолжит расширяться.
Если спровоцированный ФРС спад распространится с рынка жилья на розничные продажи и производственные инвестиции, совокупный эффект приведет не только к сокращению расходов в США, но и к снижению инфляции.
Идея о том, что в условиях рецессии инфляция останется на высоком уровне, и ФРС будет вынуждена продолжить цикл ужесточения, довольно глупа.
Будучи председателем ФРС, Пол Волкер продолжал повышать ставки при угрозе рецессии, а доллар продолжал расти, поскольку инфляция была упорно высокой в течение нескольких лет. Сегодня же мало признаков подобного инерционного движения инфляции.
Соответственно, если экономика и инфляция ослабнут, ФРС сделает паузу, и доллар изменит направление. Это уже не тот риск, который можно сбрасывать со счетов.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Сильный доллар давит на сырьевые рынки