Один из способов подобного перемещения нефти – транспортировка с судна на судно в международных водах вблизи Европы.
Россия наращивает экспорт нефти после введения западных санкций в отношении импорта российской нефти из-за начала СВО на Украине. Часть нефти и нефтепродуктов, предназначенных для Азии, перегружается с одного судна на другое в международных водах вблизи Европы, в том числе за пределами территориальных вод Великобритании. Согласно расследованию Global Witness и The Independent, у берегов Суффолка в Великобритании, за пределами британских территориальных вод, в мае произошли минимум две перевалки с судна на судно, причем британские катера помогали в транспортировке и доставляли грузы на танкеры.
Побережье у Саутволда, графство Суффолк, славится своими природными красотами, однако, как отметил Бен Чепмен из The Independent, это также один из немногих районов по всей Великобритании, где разрешена перевалка с судна на судно.
Судя по данным Global Witness и The Independent, после перемещения мазута с одного судно на другое в районе Суффолка два танкера, перевозившие 165000 тонн российского мазута на сумму свыше $201 млн (£165 млн), отправились на Ближний Восток и в Сингапур.
Эти поставки нефти не являются незаконными. Тем не менее, как показали публикации, отслеживающие танкеры, подобное перемещение груза с судна на судно (STS) по Европе все чаще используется для перегрузки российской нефти на суда, которые затем направляются в Азию через Суэцкий канал. В Европе есть и другие районы, где происходит подобная перегрузка, и в последние месяцы начали появляться новые «центры» STS.
По данным отслеживания и анализа судов Lloyd's List, супертанкеры, принадлежащие Китаю, находятся в центре нового перевалочного узла STS в середине Северной Атлантики, примерно в 860 морских милях к западу от Португалии. Как сообщил Lloyd's List Алекс Гликас из консалтинговой фирмы Dynamarine, ранее подобные операции никогда не наблюдались в этом районе.
По словам Рослана Хасауны, старшего аналитика по мазуту в аналитической компании Vortexa, Россия также перенаправляет остаточный мазут (RFO) – крупнейший в мире экспорт подобного топлива – с Запада в Азию, Африку и на Ближний Восток.
«Изменение российских потоков приводит к созданию новых перевалочных узлов для российского остаточного мазута, в том числе на шельфе Каламаты, Греция, где произошел всплеск перевалок с судна на судно, а также в Египте, где импорт российского мазута в июне вырос до рекордных 70 тыс. баррелей в сутки. В результате экспорт египетского мазута в июне подскочил до 10-месячного максимума в 120 тыс. баррелей в сутки; в основном он отправляется в Саудовскую Аравию», – написал Хасауна в июльской заметке.
Доходы России растут
Увеличение поставок STS помогает России перемещать все больше и больше объемов нефти в Азию, в частности ее ключевым покупателям в регионе – Китаю и Индии. Это в значительной мере компенсирует западные санкции в отношении российской нефти, а также последствия предстоящего эмбарго ЕС на импорт российской нефти и нефтепродуктов морским путем, которое, как ожидается, вступит в силу в конце года.
Западные санкции пока не смогли остановить экспорт российской нефти, поскольку Москва перенаправляет нефть и нефтепродукты азиатским покупателям – Китаю и Индии, которые с охотой их покупают.
Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило в ежемесячном отчете за июль, что экспорт российской нефти в июне сократился всего на 250000 баррелей в сутки, до 7.4 млн баррелей в сутки. Хотя объемы экспорта нефти и нефтепродуктов находятся на минимальном уровне с августа 2021 года, по оценкам МЭА, экспортные доходы России увеличились на $700 млн в месячном выражении из-за более высоких цен на нефть до $20.4 млрд, что на 40% выше прошлогоднего среднего показателя.
Европейские судовладельцы, особенно частные греческие операторы, перевозят большие объемы российской нефти за несколько месяцев до вступления в силу запрета ЕС на морской импорт российской нефти. Греческие владельцы танкеров в последние месяцы увеличили поставки российской нефти, стремясь извлечь выгоду из более высокого спроса на российскую нефть со значительными скидками со стороны Китая и Индии.
Российский экспорт нефти и нефтепродуктов пока несильно сократился. Несмотря на незначительное снижение объемов, Путин зарабатывает на нефти больше, чем до начала военной операции на Украине или в прошлом году, поскольку цены на нефть по-прежнему остаются высокими.
Основная цель Запада – сократить доходы Путина, но при этом обеспечить экспорт российской нефти, – породила идею об ограничении цен на российскую нефть. Группа ведущих стран G7, возглавляемая Соединенными Штатами, рассматривает возможность отмены запрета на страхование и все услуги, позволяющие транспортировать российскую нефть, если она будет покупаться по определенной цене или даже ниже.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The OilPrice
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
FGE: Китай может удвоить импорт российской нефти марки Urals к концу года