Рейн — опора немецкой, голландской и швейцарской экономики на протяжении столетий — должен стать практически непроходимым в ключевом пункте пути в конце этой недели, блокируя огромные потоки дизельного топлива и угля. Дунай, протянувшийся на 1800 миль через Центральную Европу к Черному морю, тоже засорен, что препятствует торговле зерном и другим товарам.
Грузовые суда проходят песчаную отмель возле Бендорфа на Рейне. Фотограф: Томас Фрей/picture Alliance/Getty Images
В Европе транспорт является лишь одним из элементов речной торговли, которая была нарушена изменением климата. Энергетический кризис во Франции усугубился из-за того, что Рона и Гаронна слишком теплые, чтобы эффективно охлаждать ядерные реакторы, а уровень Po в Италии слишком низок, чтобы поливать рисовые поля и выращивать моллюсков для «pasta alle vongole».
В то время как перебои с водными путями были бы проблемой и в лучшие времена, регион уже находится на грани рецессии, поскольку конфликт России и Украины подпитывает инфляцию, ограничивая поставки продовольствия и энергии. Ситуация — всего через четыре года после исторической остановки судоходства по Рейну — делает безотлагательными усилия Европейского союза по повышению устойчивости внутреннего судоходства.
Сухое лето на Рейне. Река является важнейшим транспортным звеном для Германии, и падение уровня воды вызывает опасения, что она станет непроходимой. Источники: Федеральное управление водных путей и судоходства Германии; Немецкий федеральный институт гидрологии; Европа без угля. Примечание. Последние уровни воды представляют собой среднее значение ежедневных данных с 1 июня по 8 августа 2022 года. Исторические средние значения охватывают период с 1 июня по 8 августа за период с 2010 по 2021 год.
Реки и каналы континента позволяют ежегодно перевозить более 1 тонны грузов на каждого жителя ЕС и вносят около 80 миллиардов долларов в экономику региона только как вид транспорта, согласно расчетам, основанным на данных Евростата. Но радиоактивные осадки из высохших водных путей идут глубже.
«Речь идет не только о коммерческой навигации. Речь идет о том, чтобы освежиться в жару, об орошении и многом другом», — сказала Сесиль Азевард, директор французского оператора водоснабжения VNF. «Реки — часть нашего наследия».
По словам Альберта Яна Сварт, экономиста по транспорту в ABN Amro Bank NV, плохие условия, как ожидается, подорвут экономику региона намного сильнее, чем ущерб в 5 миллиардов евро (5,1 миллиарда долларов), вызванный проблемами транзита по Рейну в 2018 году.
«Пропускная способность внутреннего судоходства будет сильно ограничена, пока в этом районе не начнутся обильные дожди», — сказал он. «Вы также почувствуете ущерб, причиненный в Германии высокими ценами на электроэнергию. Мы говорим о миллиардах».
«Я никогда, никогда не видел ничего подобного», — сказал он. «Это катастрофа».
Хотя грузоотправители могут взимать больше за тонну груза, они ограничены в том, сколько они могут перевозить, поскольку более низкая вода означает, что им приходится брать меньшие грузы для безопасного плавания. И облегчения не видно. Если вы посмотрите на прогнозы погоды, «это похоже на пустыню», — сказал он.
Уровень воды на причалах на Рейне упал до рекордно низкого уровня. Сравнение 2022 года с предыдущими годами; ежедневные данные на 8 августа. * Нет окончательного порога для Кельна. Источники: Федеральное управление водных путей и судоходства Германии; Немецкий федеральный институт гидрологии
В южной части Рейнского ущелья — районе, известном своими винами Рислинг — террасные виноградники стали коричневыми, а в Кельне популярный плавучий ресторан сел на мель после отступления воды. Примерно в 20 километрах вверх по течению от Кауба образовалась песчаная отмель, место трудного перехода возле знаменитых скал Лорелей.
По прогнозам, в пятницу глубина реки в городе к западу от Франкфурта упадет до 40 сантиметров (чуть менее 16 дюймов). При такой глубине баржи фактически не могут плавать. Прогнозируется, что на следующий день уровень воды упадет до 37 сантиметров, сообщило в среду Федеральное управление водных путей и судоходства Германии.
Рейн, самая важная река Европы, играет ключевую роль в транспортировке большего количества угля для немецких электростанций, чтобы компенсировать последствия ограничения поставок газа Россией. Но, по словам людей, знакомых с ситуацией, администрация канцлера Олафа Шольца обеспокоена тем, что транспортные проблемы могут подорвать планы по восстановлению некоторых законсервированных объектов.
Франция, обычно являющаяся экспортером электроэнергии, не может облегчить энергетический кризис, потому что доступна только половина ядерных реакторов страны, а остальные находятся на ремонте. Норвегия также готовится ограничить экспорт электроэнергии, поскольку страна отдает приоритет пополнению резервуаров с низким уровнем, а не производству электроэнергии.
Повышение температуры рек влияет на работу французских атомных электростанций. Реки на юге Франции становятся слишком теплыми, чтобы охлаждать реакторы. Источник: BloombergNEF.
Воздействие изменения климата в основном ощущается людьми через изменение моделей водоснабжения, либо слишком малое, либо слишком большое. В то время как Европа страдает от исторической засухи, смертоносные наводнения в этом году обрушились на американский штат Кентукки, Южную Африку и Бразилию. Китай пострадал от обоих.
По мере усиления климатического кризиса ситуация будет только усугубляться. Основные речные системы Европы частично питаются альпийскими ледниками. Весной и летом сток увеличивает количество осадков, но потоки льда сокращаются. По данным Европейского агентства по окружающей среде, в альпийском регионе со второй половины XIX века произошло потепление на 2 градуса, что примерно вдвое превышает среднемировой показатель.
Это запускает роковую петлю, когда голые скалы поглощают солнечное тепло, а не отражают его, как это делают ледники, ускоряя процесс. Ученые ожидают, что к 2050 году ледяной покров Альп сократится вдвое, а к концу этого века почти все ледники исчезнут.
По данным метеорологической службы Германии DWD, нарушение розы ветров, которые дуют на восток через Атлантику, также повышают вероятность длительных периодов засухи. По данным Института метеорологии Свободного университета Берлина, так называемые блокирующие хребты приводят к тому, что над Западной Европой в течение нескольких недель остаются зоны высокого давления, которые обычно сопровождаются безоблачным небом.
«Мы можем адаптироваться до определенной степени, но мы никогда не догоним изменения климата», — сказал Фред Хаттерманн, изучающий гидроклиматические риски в Потсдамском институте исследований воздействия климата. «Сюрпризы будут продолжаться».
Человеческое жилье и чрезмерная эксплуатация также создают нагрузку на речные системы. Около 58 миллионов человек живут в районе Рейна — одного из источников промышленной революции — и его вода используется для питья, орошения, производства электроэнергии. По данным Европейского агентства по окружающей среде, нехватка воды в речных бассейнах Европы затрагивает до четверти территории региона.
По словам Силье Эриксен Холмен, гидролога Volue, условия, в результате которых реки Европы высохли, являются частью долгосрочной тенденции, а не нескольких плохих месяцев. Прямо сейчас почва настолько пересохла, что большая часть дождя будет поглощена. По ее словам, только когда уровень воды в почвах восстановится до нормального, реки снова начнут течь.
Рейн является стержнем европейской сети внутренних водных путей. Река, соединенная с Дунаем каналом, протекает около 800 миль через промышленные зоны Швейцарии и Германии, а затем впадает в Северное море в загруженном порту Роттердам в Нидерландах.
Это практически незаменимо для некоторых компаний. Железнодорожная сеть Германии сталкивается с хроническими заторами, а быстро перейти на автомобильное сообщение также непросто. Для перевозки того же груза, что и обычная баржа, требуется более 110 грузовиков, а Германия страдает от нехватки 80 000 водителей грузовиков. И эта проблема становится все более острой, поскольку украинцы подвергаются мобилизации в армию.
В сочетании с ростом цен на газ, поскольку Германия прекращает импорт из России, это представляет угрозу для внутренних заводов, таких как завод BASF SE в Людвигсхафене. Если реки становятся все более непредсказуемыми, эти объекты теряют конкурентоспособность.
По крайней мере, это означает увеличение запасов, а в худшем случае это может означать перенос производства ближе к морским портам, где достаточно воды для судоходства и энергетической инфраструктуры, такой как терминалы сжиженного природного газа.
«Реки не перестанут использоваться для транспортной навигации, но они, вероятно, станут менее надежными в будущем», — сказал исследователь климата Хаттерманн. «Модель «точно вовремя» подошла к концу. Нам нужно встроить в нашу систему больше неизвестных и проблем».
Проблемы, связанные с Рейном, начинают распространяться по всему региону. Немецкий нефтеперерабатывающий завод сообщил об утечке мазута и дизельного топлива. Швейцария использует запасы топлива и сообщила, что уровень выработки гидроэлектроэнергии самый низкий с 2017 года. Паромы в Нидерландах были вынуждены остановиться, что повлияло на движение автомобилей, грузовиков и даже велосипедов в некоторых районах.
Влияние на компании
Thyssenkrupp AG создала кризисную группу, которая проводит ежедневные встречи. Крупнейший производитель стали в Германии использует суда с меньшей осадкой, чтобы снабжать свой завод в Дуйсбурге, где Рур впадает в Рейн, на данный момент.
BASF, один из крупнейших пользователей Рейна, заказал специальные суда и уже использует специально зафрахтованную 110-метровую баржу для перевозки сжиженных газов на свой завод в Людвигсхафене. Химический гигант стремится избежать повторения 2018 года, когда перебои в работе водной артерии обошлись ему в 250 миллионов евро.
Коммунальная компания Uniper SE предупредила, что ей, возможно, придется сократить производство на двух ключевых угольных электростанциях в Германии, поскольку компания изо всех сил пытается получить топливо вдоль Рейна.
Согласно исследованию Кильского института мировой экономики, в настоящее время уровень воды в реке ниже, чем в это время года в 2018 году, когда осеннее маловодье сократило общий объем добычи в Германии примерно на 0,4%. Нильс Яннсен, один из авторов, говорит, что эта оценка является хорошим началом для оценки ущерба в этом году.
Прогнозируется дальнейшее снижение уровня воды, и «это будет означать окончание судоходства для все большего количества барж», — сказал Йоахим Хесслер, управляющий директор судоходной компании Maintank GmbH.
Из-за сильнейшей засухи Франция ввела ограничения на воду почти на всей территории страны. Более 100 муниципалитетов в настоящее время полагаются на питьевую воду, доставляемую грузовиками.
Поскольку вторая по величине экономика ЕС борется с энергетическим кризисом, французский ядерный регулятор на этой неделе временно разрешил пяти атомным электростанциям сбрасывать горячую воду в реки, что может нарушить экологические стандарты. Этот шаг произошел как раз тогда, когда долгосрочные цены установили новые рекорды во Франции и Германии.
В итальянской долине По, где производится около 30% сельскохозяйственного производства страны, изнуряющая жара и исключительно засушливые условия нанесли ущерб производству кукурузы и подсолнечника и вынудили фермеров, выращивающих рис, сократить посевы после того, как уровень воды в реке упал до самого низкого уровня за 70 лет.
По данным фермерской ассоциации Coldiretti, в дельте реки к югу от Венеции нарушение естественного течения вызывает разложение водорослей и падение уровня кислорода, необходимого для выживания моллюсков и мидий.
«Мы очень обеспокоены», — сказал Алессандро Фаччоли, владелец рыболовного траулера в регионе Венето. «Нам необходимо срочное вмешательство правительства, чтобы спасти окружающую среду лагуны», — сказал он, добавив, что этим летом около 30% моллюсков в этом районе было уничтожено, и по меньшей мере 2300 местных рыбаков и рабочих могут потерять работу.
Чрезвычайное положение было объявлено в пяти северных и центральных регионах, и Италия предупредила, что около трети ее сельскохозяйственного производства, одного из крупнейших в ЕС, находятся под угрозой из-за засухи и плохой инфраструктуры водоснабжения.
На Дунае в Болгарии, Румынии и Сербии ведутся аварийные дноуглубительные работы, а суда стоят в резерве в ожидании расчистки каналов. Наиболее критические точки находятся в районе Зимничи вдоль румынско-болгарской границы и ниже по реке в Чернаводе, что влияет на судоходство в Украину.
«Это самая серьезная ситуация за последние 20 лет», — сказал Габриэль Течера, директор по связям с инвесторами Transport Trade Services, крупнейшей румынской речной грузовой компании.
Помимо грузов, туризм также ощущает влияние. В конце июля 135-метровый круизный лайнер Adora направлялся в Пассау, Германия, из дельты Дуная с более чем 130 пассажирами. Из-за падения уровня воды туристам пришлось вылететь из Бухареста.
«Мы должны молиться о дожде», — сказал Россен Оссенов, руководитель туристической службы Dunav Tours AD. — Но это глупо. Нам нужна предсказуемость».
Сохранение судоходства по Дунаю имеет решающее значение для энергоснабжения, поскольку баржи доставляют уголь для питания генераторов, когда производительность гидроэлектростанций снижается, сказал министр инфраструктуры Сербии Томислав Момирович во время дноуглубительных работ на четырех участках сербского участка Дуная протяженностью 590 миль.
Он сказал, что это гонка со временем, чтобы поддерживать доставку сырой нефти и нефтепродуктов через узкие места Дуная, чтобы помочь сдержать стремительно растущие цены, пообещав, что очистка дна реки будет завершена через несколько недель.
Горькая ирония заключается в том, что водные пути являются ключевой частью усилий ЕС по борьбе с изменением климата. В своих планах «зеленого» перехода Европейская комиссия поставила цель к 2030 году увеличить перевозки по внутренним водным путям и морским перевозкам на короткие расстояния на 25%, предусмотрев создание судов и инженерные работы, чтобы сделать судоходные пути более надежными.
Стремясь избежать повторения сбоя 2018 года, Германия принимает меры по сохранению Рейна открытым, включая дноуглубительные работы и системы раннего предупреждения. Страна также рассматривает более инвазивные варианты, такие как водохранилища, которые могли бы выпускать воду, чтобы компенсировать уменьшение стока с ледников.
В некоторых случаях это битва за сантиметры. Между немецкими городами Санкт-Гоар и Буденхайм глубина Рейна будет увеличена на 20 сантиметров в рамках проекта, который не будет завершен до начала 2030-х годов. К этому моменту для многих предприятий, зависящих от рек Европы, может быть уже слишком поздно.
Инес Флорес, которая управляет компанией, предлагающей лодочные туры в районе, известном как Французский Гранд-Каньон, была вынуждена закрыть деятельность на одном из двух пляжей, где она работает.
«Я никогда не видела ничего подобного, — сказала она. «Я ничего не могу сделать. Это происходит из-за изменения климата. Это происходит из-за всех нас».
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram