Паника, охватившая алмазный мир в этом году, начинает ослабевать, поскольку находящийся под санкциями российский горнодобывающий гигант «Алроса» постепенно восстановил экспорт практически до уровня, существовавшего до военного конфликта.
На долю Алросы приходится около трети мировых поставок необработанных алмазов. Отрасль стоимостью $80 млрд погрузилась в хаос, поскольку огранщики, полировщики и торговцы пытались найти способы, что продолжать закупки в России, тогда как их национальные банки не могли или не хотели финансировать платежи. Внезапная нехватка камней привела к резкому росту стоимости алмазов, особенно более мелких и дешевых драгоценных камней, на которых специализируется Алроса.
Теперь же, после нескольких месяцев паралича, спровоцированного американскими санкциями, Алроса снова продает алмазы на сумму свыше $250 млн в месяц, при этом сейчас продажи всего на $50 млн — $100 млн в месяц меньше, чем до конфликта. Продажи возобновились, поскольку некоторые индийские банки смогли упростить транзакции в валютах, отличных от долларов.
Большая часть российских камней направляется производителям в Индию, крупнейший из нескольких промышленных центров, где сотни, предприятий, в основном семейных, занимаются огранкой и полировкой необработанных камней, превращая их в готовые изделия, которые используются в серьгах и обручальных кольцах. Согласно некоторым источникам, Алроса продавала алмазы покупателям в Индии и Европе в основном за рупии.
Нет никаких сведений о том, что продажи нарушают санкции или законы. Но по некоторым данным, по-прежнему сохраняется беспокойство по поводу последствий торговли российскими товарами. Сделки совершаются незаметно, даже по меркам закрытого алмазного мира, при этом Алроса перестала публиковать какую-либо информацию о продажах или финансовых показателях.
Представитель Алросы отказался от комментариев.
Возвращение на рынок одного из основных мировых поставщиков драгоценных камней станет облегчением для производителей и торговцев, которые зависят от его камней. Тем не менее, цены на необработанные алмазы уже снижаются на фоне ухудшения экономических перспектив, а увеличение предложения также способствует их падению.
Возобновление продаж показало, что покупатели российской продукции, от нефти и газа до угля и алюминия, нашли способы сохранить приток сырья, несмотря на последствия военного конфликта.
Кроме того, существуют серьезные репутационные риски, связанные с торговлей алмазами. Если потребители не хотят покупать российские алмазы, они могут вообще отказаться от покупок, поскольку из-за характера отрасли трудно отследить конкретный камень, так как миллионы взаимозаменяемых драгоценных камней перемещаются между десятками торговцев и производителей, прежде чем они в итоге окажутся на витрине ювелирного магазина.
Некоторые представители алмазной промышленности настаивают на исключении российских производителей: американские ювелиры Tiffany & Co. и Signet Jewelers Ltd. заявили, что прекратят покупать новые алмазы, добытые в России, тогда как некоторые страны, включая США, пытаются придать российским драгоценным камням статус «кровавых», сообщает New York Times.
В поиске решений
Однако индийские и бельгийские покупатели и розничные торговцы ювелирными изделиями с ключевых рынков, таких как Китай и Ближний Восток, по-прежнему намерены покупать российские алмазы и ищут подходящие решения, учитывая, что банки не могут или не хотят обрабатывать платежи после введения санкций.
Алроса фактически контролируется государством: федеральному правительству принадлежит 33%, а еще 25% — местным властям. Компания конкурирует на мировой арене с корпорацией De Beers, принадлежащей Anglo American Plc, и оба производителя ежегодно добывают примерно одинаковое количество алмазов.
После первоначального хаоса, вызванного американскими санкциями в отношении Алросы, приток российских драгоценных камней быстро снижает напряженность на рынке.
В последние месяцы аккредитованные покупатели De Beers могли получать прибыль около 10%, продавая купленные товары другим производителям драгоценных камней, которые столкнулись с дефицитом поставок. Однако за последний месяц цены на некоторые товары на «вторичном» рынке, где торговцы и производители торгуют между собой, резко упали, и эта маржа испарилась.
De Beers сохранила стабильные цены на последней распродаже на прошлой неделе, а с учетом резкой коррекцией рыночных цен эта скидка исчезла, лишив покупателей большей части прибыли.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
ЕС, Канада и Украина хотят признать алмазы из России «кровавыми»