Россия рассматривает план покупки в этом году 70 миллиардов долларов в юанях и других «дружественных» валютах, чтобы замедлить рост рубля, прежде чем перейти к более долгосрочной стратегии управления своими активами в китайской валюте для финансирования инвестиций.
Это предложение является одним из множества мер, которые фактически означают отказ от более чем десятилетней экономической политики, поскольку Кремль пересматривает свою стратегию на фоне масштабных санкций, введенных США и их союзниками в связи с СВО в Украине.
План получил первоначальную поддержку на специальном «стратегическом» совещании по планированию с участием высших должностных лиц правительства и центрального банка, включая главу ЦБ Эльвиру Набиуллину, 30 августа.
Россия увеличила долю юаня в резервах за последние годы. Резервы Банка России в юанях. Источник: ЦБ РФ, оценка Bloomberg.
Такой подход показывает, как санкции перевернули экономическую стратегию России: после февраля около половины ее валютных резервов в размере 640 миллиардов долларов были заморожены, что оставило Кремль без доступа к деньгам, которые он копил годами на черный день. Это также подчеркивает, что усилия по диверсификации этих сбережений за счет долларов и евро для снижения риска конфискации имели лишь ограниченный эффект.
«В новой ситуации накапливать ликвидные валютные резервы на будущие кризисы крайне сложно и нецелесообразно», — говорится в подготовленной к встрече презентации предложения. В течение многих лет Кремль сдерживал расходы и сохранял сотни миллиардов долларов, евро и другой иностранной валюты в качестве подушки безопасности, чтобы оградить экономику от взлетов и падений цен на нефть.
«Замороженные 300 миллиардов долларов не помогли России; напротив, они стали уязвимостью и символом упущенных возможностей», — говорится в презентации, что является редким официальным признанием истинного воздействия санкций.
Bloomberg ознакомился с копией документа, который не является общедоступным, и люди, знакомые с ходом встречи, подтвердили его подлинность. Правительство и центральный банк не сразу ответили на просьбы прокомментировать план.
Экономия этих денег «является прямым сокращением инвестиций в России в пользу инвестиций в других странах», говорится в документе.
Пресс-службы правительства и центрального банка не сразу ответили на просьбы прокомментировать план.
«Дружественные» валюты
Даже покупка валют «дружественных» стран проблематична, отметили в нем, заявив, что продажа активов в юанях «требует отдельного соглашения с Китаем, которое будет очень трудно получить в условиях кризиса». Другие валюты, такие как дирхам ОАЭ, подвержены «высоким политическим рискам», поскольку эти правительства могут изменить свою политику, в то время как турецкая лира сталкивается с серьезными рисками девальвации, говорится в документе.
Но в краткосрочной перспективе, когда доходы от экспорта нефти и газа доведут профицит счета текущих операций до рекордного уровня в этом году, а рубль укрепится, предложение предусматривает выделение 4,4 триллиона рублей (70 миллиардов долларов) на покупку валют «дружественных» стран, в основном юаней.
Банки, как отмечается в плане, в настоящее время наводнены «мягкими» валютами, потому что усилия по переводу торговли с долларов и евро до сих пор не принесли значительных результатов, а торговые партнеры России не в восторге от приема платежей в своих собственных валютах.
Чиновники впервые заговорили о покупке «дружественных» валют, чтобы замедлить рост рубля в июне. В то время министр экономики Максим Решетников раскритиковал эту идею, заявив, что недостаточно сильно изменить курс рубля, но это вынудит правительство резко сократить расходы.
В документе не упоминается снижение курса юаня по отношению к доллару в этом году, что подорвало стоимость российских резервов, исчисляемых в американской валюте.
До СВО Россия неуклонно увеличивала свои инвестиции в юанях в рамках своей кампании по диверсификации, став одним из крупнейших держателей резервов в китайской валюте в мире. Но хотя эти активы не были заморожены санкциями США и Европы, доступ России к ним по-прежнему ограничен.
В документе говорится, что запасы юаней могут достичь 180 миллиардов долларов, включая неуказанные дополнительные покупки, сделанные в этом году. Центральный банк перестал сообщать о разбивке валютных резервов после введения санкций. 1 января он заявил, что на юань приходится 17,1% его активов, что составляет чуть более 100 миллиардов долларов.
План призывает потратить эти деньги — целых 180 миллиардов долларов — в течение следующих трех-пяти лет, чтобы помочь покрыть огромные затраты на замену иностранных технологий и перемещение транспортной инфраструктуры на новые рынки в Азии.
В документе не уточняется, как будут осуществляться продажи за рубли, отмечая лишь, что они укрепят рубль, помогая компенсировать инфляционное воздействие инвестиционных расходов.
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram