Точки, куда можно успеть доставить российскую нефть на указанную дату до вступления в силу санкций ЕС 5 декабря. Источник: Bloomberg
До вступления в силу санкций Европейского Союза в отношении российской нефти остается еще восемь недель, но данные перспективы уже начинают негативно влиять на торговлю. Ограничительные меры ЕС, в том числе запрет на страхование танкерных перевозок, вступают в силу 5 декабря, и партии российской нефти, которые останутся в море после этой даты, больше не будет покрываться европейским андеррайтером или перестраховщиком.
Но из-за временного лага между покупкой груза, его погрузкой на танкер и доставкой в пункт назначения некоторые торговые потоки будут нарушать указанные выше санкции. По крайней мере, такой вывод можно сделать, исходя из текущего законодательства ЕС.
США уже давно выражают обеспокоенность тем, что действия Европы перекроют поставки из России и поднимут цены на нефть и топливо, потому что страхование является неотъемлемой частью торговли, а европейские фирмы играют в ней очень важную роль. Минфин США настаивал на том, чтобы для трейдеров, готовых соблюдать потолок цен на российскую нефть, ключевые услуги оставались доступными.
Но данная поправка к санкциям ЕС еще не зафиксирована, а при действующем законодательстве это означает, что, если предельная цена на российскую нефть не будет согласована вовремя, то некоторые ее партии подпадут под европейские санкции к тому времени, когда достигнут пункта назначения. Согласно данным отслеживания судов, на которые ссылается Bloomberg, среднее время в пути для корабля, следующего из Балтийского моря в восточный Китай, составляет около 45 дней. Чтобы успеть к 5 декабря достичь восточного Китая, пришвартоваться и выгрузить свой груз, танкер должен покинуть Балтийское море к 21 октября. Причем, этот расчет предполагает, что корабль не столкнется с задержками при прохождении через Суэцкий канал и не должен будет ждать освобождения терминала перед разгрузкой.
Однако трейдеры говорят, что любой, кто купит сегодня нефть марки Urals для отгрузки из Балтийского моря, скорее всего, заберет свой груз лишь в конце октября. Это означает, что покупатели, надеющиеся отправить такие грузы в восточный Китай, должны будут найти альтернативу традиционной страховке — по крайней мере, на часть пути, включая прибытие в порт.
С каждым днем самое дальнее расстояние, на которое можно отправить российскую нефть до вступления в силу санкций ЕС, смещается на запад. К 24 октября она больше не сможет добраться до портов на юге Китая. Через неделю вне досягаемости окажется восточное побережье Индии, а порты Мундра, Сикка и Вадинар на западном побережье Индии станут недоступны после 7 ноября.
Жизнь может стать еще сложнее, если запрет ЕС на использование европейских танкеров для перевозки российской нефти, принятый в рамках восьмого пакета санкций, будет ратифицирован. Такой шаг может ограничить количество танкеров, доступных для завершения сделок, если только трейдер не купит российскую нефть в соответствии с установленным ценовым потолком. В таком случае он получит доступ к гигантскому греческому флоту.
Европа является домом для множества страховых компаний, которые входят в Международную группу взаимного страхования, базирующуюся в Лондоне. Ее члены страхуют 95% мирового танкерного флота от рисков, включающих разливы нефти.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Сокращение добычи нефти в рамках ОПЕК+ спровоцирует снижение мировых запасов — Bloomberg
Эксперты Bloomberg Intelligence: $90 за баррель теперь может стать новым минимумом рынка нефти
JPMorgan прогнозирует нефть по 100 долларов за баррель в 4 квартале 2022 г.
США: ограничение цен на российскую нефть сэкономит развивающимся странам миллиарды
Goldman Sachs резко понизил прогноз по ценам на нефть, но ждет их роста