Объем морского экспорта российской нефти в млн б/с в неделю (желтая гистограмма) и его среднее 4-недельное значение (серая линия). Источник: Bloomberg
Объемы морских перевозок российской сырой нефти на прошлой неделе подскочили до пятимесячного максимума, поскольку судам, покидающим балтийские и арктические порты страны, необходимо успеть добраться до ключевых пунктов назначения до вступления в силу санкций Европейского союза. Морские поставки черного золота из России выросли до 3,6 млн баррелей в день — самого высокого значения с начала июня — тогда как менее волатильное среднее значение за четыре недели также выросло, достигнув максимума с августа. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на данные по передвижению судов.
Великобритания последовала примеру ЕС, запретив своим компаниям предоставлять страхование и другие услуги судам, перевозящим российскую нефть, если только груз не будет куплен по цене ниже еще не согласованного «потолка», установленного коалицией стран G7 и примкнувшей к ним Австралией. Этот шаг, как и запрет ЕС на морской импорт нефти из РФ, вступит в силу 5 декабря.
Лондон является важным страховым рынком для транспортировки нефти: страховое покрытие защищает перевозчиков от разнообразных рисков, включая риски разлива нефти. Великобритания также является домом для Международной группы P&I Clubs, глобальной организации, которая страхует 95% танкерного флота. Великобритания сделает исключение и предоставит страховку перевозчикам российской нефти по контрактам, заключенным до 5 декабря с поставкой до 19 января, следую аналогичному подходу США.
Наибольший рост, как в натуральном, так и в процентном выражении, наблюдался в отгрузках нефти с арктического терминала Мурманск. Судам требуется больше времени, чтобы добраться до пункта назначения в Азии из Мурманска, чем от терминалов в Балтийском или Черном морях. Поэтому резкий рост отгрузок может отражать стремление доставить нефть до того, как санкции ЕС не позволят судам блока ее перевозить и запретят предоставление страховки и других услуг со стороны остального мирового флота.
Средний четырехнедельный объем морского экспорта нефти из РФ в млн б/с по странам. Источник: Bloomberg
Суда, перевозящие российскую нефть, также становятся более осторожными в отношении своего пункта назначения. Кроме того, все больше судов покидают российские порты без указания конечного порта разгрузки. В частности, значительно увеличилось количество судов, указывающих своим следующим пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал. Одновременно с этим заметно снизилось число танкеров, указывающих, что они направляются в Индию. Вполне возможно, что большинство этих судов направятся в индийские порты, как только они пройдут через Суэц.
Средний четырехнедельный объем морского экспорта нефти из РФ в Европу в млн б/с по месту назначения. Источник: Bloomberg
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Санкции ЕС уже бьют по российской нефти, хотя они даже не вступили в силу
Экспорт российской нефти сократится, несмотря на «теневой флот» — Глава Vitol
России будет трудно найти новые рынки для сбыта нефти в преддверии санкций
Нефть может подорожать до 100 долларов из-за падения поставок из России