Ограничение цен на российскую нефть взорвет энергетические рынки

01.12.2022 18:26

Трейдеры ожидают провала, но вместо этого может произойти настоящий взрыв


С начала конфликта между Россией и Украиной в феврале энергетическая политика Америки преследует две большие и, казалось бы, противоречивые цели. Первая — сохранение мировых поставок нефти на достаточно высоком уровне, чтобы обеспечить приемлемые цены и высокий уровень поддержки санкций со стороны общества. Вторая — подавить военную мощь Владимира Путина, перекрыв поток долларов в Россию от продажи нефти. Нельзя объять необъятное, потому что, когда предложение строго следует за спросом в условиях недостаточной добычи, изъятие любого количества нефти с рынка автоматически спровоцирует инфляцию. И все же Запад попытался бросить вызов законам физики, все больше вмешиваясь в нефтяные рынки.

Те меры, которые применялись раньше, часто были разрозненными и предполагали неудобные компромиссы. В нарушение собственных санкций против венесуэльского режима Америка 26 ноября разрешила крупной американской нефтяной компании Chevron увеличить добычу нефти в этой стране. Америка также высвободила огромные объемы из стратегических запасов нефти, и сейчас резервы находятся на самом низком уровне с 1984 года. Наименее продуктивными оказались попытки Белого дома уговорить государства Персидского залива увеличить добычу. Через несколько месяцев после того, как президент Джо Байден в июле встретился в Эр-Рияде с правителем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом, нефтяное государство и его союзники из Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) напротив заявили о сокращении добычи. 4 декабря картель снова проведет заседание. Вряд ли он сейчас увеличит объем добычи.

Тем не менее, самая продуманная кампания Запада, призванная обыграть Путина, еще не началась. В июне ЕС объявил, что с 5 декабря запретит морской импорт российской нефти, на долю которой год назад приходилось почти 2 млн баррелей в сутки или 40% российского экспорта нефти. Затем он заявил, что также запретит европейским поставщикам морских услуг, танкерам и страховым компаниям помогать покупателям из стран, не входящих в ЕС, покупать российскую нефть, — эффективный инструмент, учитывая, что эти фирмы доминируют на мировом рынке судоходства. Вскоре Америка осознала, что в совокупности эти меры могут сократить мировые поставки нефти. И поэтому она настаивала на введении смягчающего условия: незападные покупатели смогут и дальше приобретать европейские страховки, если согласятся платить за российскую нефть максимальную цену, установленную G7.

Европейцы никак не договорятся

Европейцы все еще обсуждают «потолок цен». Некоторые, во главе с Польшей и странами Балтии, хотят, чтобы он был низким с целью сократить российские финансы. Другие, обеспокоенные судьбой судоходной отрасли или ответными мерами со стороны России, хотят сохранить ограничение на уровне, близком к рыночному. Судя по слухам, в конечном счете цена может приблизиться к $60 за баррель — скидка почти 30% от текущей стоимости мирового эталона Brent, который торгуется по $84 за баррель. Примерно по столько Россия сегодня и продает нефть. Вне зависимости от результата одно можно сказать наверняка. Никогда еще на мировой рынок нефти не обрушивалось такое количество мер сразу. О многих из этих мер сигнализировали так долго, что они могут вызвать лишь небольшие потрясения. Но есть основания опасаться, что это может дестабилизировать ситуацию, по крайней мере, на некоторое время.

При оптимистичном сценарии пакет санкций мог бы примирить две противоречивые цели Запада. Эмбарго гарантировало бы, что Европа больше не будет финансировать действия Путина: в прошлом месяце блок по-прежнему закупал у России 2.4 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. В то же время ограничение цен, по словам чиновника из Министерства финансов США, будет действовать как «предохранительный клапан», поддерживая баланс на мировом рынке и позволяя развивающимся странам покупать российскую нефть со скидкой. Россия будет получать меньше денег независимо от того, поддержат эти страны план или нет, так как само существование ограничения, по крайней мере, так считает Америка, укрепит их позиции на переговорах.

При отсутствии достаточно низкого ценового предела, а, скорее всего, так и будет, издержки для России были бы реальными, но умеренными. Это расширило бы список проблем, с которыми страна столкнулась из-за западных санкций, которые могут нанести ущерб российской экономике в долгосрочной перспективе, но пока их вряд ли можно назвать разрушительными. В последние недели скидки на российские сорта по сравнению с региональными эталонами увеличились, но они значительно меньше, чем в начале конфликта. По крайней мере, эмбарго не вызовет потрясения на рынках нефти, или так предполагают сырьевые рынки. Фьючерсы на нефть Brent, которые в июне прогнозировали нефть на год вперед более чем по $100 за баррель, теперь сигнализируют о $85. Большинство трейдеров ожидают ускорения изменений в потоках топлива, так как Индия и Китай придут на смену Европе в качестве крупнейших потребителей России.

Камни преткновения

Эта радужная картина предполагает, что никакие логистические трудности не помешают плавным, но быстрым изменениям в торговых моделях десятилетней давности. Однако менее оптимистичный сценарий может привести к тому, что санкции спровоцируют нежелательные сбои. Здесь можно выделить три проблемы: нехватка танкеров, дефицит страховок и глобальный отказ от риска.

Взять для начала танкеры. Роль Кипра, Греции и Мальты в судоходстве настолько велика, что запрет Европы на предоставление морских услуг странам, которые не поддержат ограничение, а многие из тех, кто не одобряет вмешательство США в сырьевые рынки, дали понять, что не будут этого делать, может привести к серьезной нехватке судов, способных перевозить российскую нефть. Клаудио Галимберти из консалтингового агентства Rystad Energy ожидает, что в течение двух-трех месяцев будет не хватать около 70 судов общей вместимостью 750000 баррелей в сутки.

В конце концов, эта проблема должна разрешиться сама собой. Инсайдеры отрасли говорят о постоянном росте «теневого флота», который включает суда, помогающие обходить санкции в Иране и Венесуэле. Российские компании возвращают в эксплуатацию законсервированные суда, а судовладельцы из ЕС также передают активы операторам, не входящим в G7. Ведущий трейдер энергетического рынка считает, что к февралю будет достаточно танкеров для транспортировки российской нефти, хотя какое-то время может не хватать судов, чтобы перенаправить продукты нефтепереработки, такие как дизель, с маршрутов в Европе к новым отдаленным потребителям в Латинской Америке и Африке.

Еще более опасная потенциальная проблема связана с сокращением страхового покрытия. Дело не в том, что в ближневосточных или азиатских странах, заинтересованных в покупке российской нефти, нет местных фирм с достаточными финансовыми возможностями для страхования танкеров и грузов. Они могут столкнуться с дефицитом покрытия гораздо более серьезных рисков, таких как разливы нефти, обязательства по которым могут достигать полумиллиарда долларов. По словам опытного нефтетрейдера, немногие новые страховщики на рынке захотят взять на себя ответственность за стареющее венесуэльское судно, которое будет проходить через Датские проливы глубиной всего 15 метров, без крупной поддержки.

Трудность в том, что для такого рода поддержки — перестрахования — требуются большие резервы частного капитала, которые трудно найти за пределами Запада. Возможно, правительства Китая и Индии удалось бы убедить обеспечить государственное перестрахование, хотя инсайдеры рынка сомневаются, что они решатся на это. По сути, некоторые трейдеры считают, что азиатские покупатели могут сократить, а не увеличить, покупку российской нефти из-за запрета страхования.

Третьей проблемой может стать отсутствие интереса за пределами G7 к предполагаемым рискам обхода схемы, разработанной Западом. Многие не верят обещаниям Америки не вмешиваться при попытках обойти ограничение. Не способствует улучшению ситуации и тот факт, что в последних санкционных кампаниях, например, против Ирана, Америка намеренно сохраняла расплывчатые формулировки санкций, чтобы удержать остальных от сделок со своими противниками.

Все это может привести к тому, что часть экспортируемой из России нефти просто исчезнет, спровоцировав скачок цен. Но возможен и гораздо худший сценарий, когда Россия добровольно сократит экспорт нефти и цены выйдут из-под контроля. Это может произойти, если Китай, вынужденный отказаться от закупок в других странах, чтобы нарастить поставки российской нефти, попытается заключить слишком невыгодную сделку. Скорее всего, это было бы одностороннее решение Путина. А это может повлечь огромные издержки: Россия получает 40% экспортных доходов от продажи нефти. Но, возможно, лучше на время смириться с ними, если они приведут к росту мировых цен, нанесут ущерб Западу и дадут России больше рычагов влияния на переговорах с покупателями, и при этом не нанесут недопустимый ущерб добыче. По данным отраслевого издания Energy Intelligence, из-за временного сокращения добычи нефти почти на 2 млн баррелей в сутки во время пандемии страна лишилась долгосрочных мощностей объемом всего 300000 баррелей в сутки.

До сих пор Вашингтон и Брюссель в мельчайших подробностях согласовывали энергетическую политику G7. Но, перефразируя Майка Тайсона, у каждого есть план, пока он не получит по лицу, и, сталкиваясь с препятствиями на поле боя, Путин не наносит удар прямо сейчас. Первый контакт ценового потолка с реальностью может быть очень болезненным.

Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

На следующей неделе решится судьба нефтяных рынков

Энергетический кризис в Европе затянется на годы, предупреждает промышленность

Россия все еще продает нефть в Европу в прежних объемах

Россия теперь главный поставщик нефти в Индию