Танкеры с сырой нефтью, в том числе судно «Троицкий мост», стоят на якоре в бухте Находка недалеко от портового города Находка, Россия, 4 декабря 2022 года. REUTERS/Tatiana Meel
Китай платит самые большие за последние месяцы скидки на российскую сырую нефть марки ВСТО на фоне слабого спроса и низкой рентабельности переработки, даже несмотря на то, что фактические цены, которые платят нефтепереработчики, могут превысить ценовой предел, установленный на этой неделе западными странами.
Ограничение в 60 долларов за баррель, установленное странами Большой семерки (G7), Европейским союзом и Австралией, вступило в силу в понедельник. Китай, крупнейший покупатель нефти в России, не согласился на ограничение цен. Торговцы заявили, что работают в обычном режиме.
Независимые китайские переработчики, основные покупатели сорта ВСТО, экспортируемого из российского дальневосточного порта Козьмино, обеспечивают поставки почти полностью на условиях доставки от трейдеров, которые организуют отгрузку и страхование, защищая переработчиков от возможных вторичных санкций, которые могут возникнуть из-за ценового потолка.
Китайские нефтепереработчики предпочитают легкую малосернистую нефть из-за их близости и высокого КПД средних дистиллятов нефти.
Но политика китайского правительства по борьбе с COVID ослабила экономику страны и спрос на нефть.
По крайней мере, одна декабрьская партия ВСТО была продана на прошлой неделе независимому нефтеперерабатывающему заводу со скидкой в 6 долларов за баррель по сравнению с февральской ценой на ICE Brent на условиях поставки с судна (DES), по словам четырех трейдеров, осведомленных о сделке.
Это сопоставимо с премией около $1,80 за баррель три недели назад. При текущих уровнях Brent скидка в 6 долларов подразумевает цену в 68 долларов за баррель, включая расходы на фрахт и страхование.
«Они (независимые заводы) на самом деле не заботятся о ценовом потолке. Все, что они делают, — это обрабатывают цифры, чтобы увидеть, приносят ли поставленные цены хорошую прибыль или нет», — сказал торговый руководитель одного независимого нефтеперерабатывающего предприятия.
«Рентабельность отечественной переработки по-прежнему находится на низком уровне», — добавил топ-менеджер.
По словам двух торговых источников, в четверг еще оставались две непроданные партии с декабрьской загрузкой, а предложения упали до скидок в размере от 7 до 8 долларов за баррель.
Трейдеры говорят, что дешевизна ВСТО может вскоре привлечь новые покупки со стороны китайских покупателей в надежде, что ослабление Пекином мер контроля над пандемией на прошлой неделе может возродить спрос.
«Можно ожидать, что некоторые покупатели российской нефти впервые за несколько недель могут проявить осторожность, сократив импорт до тех пор, пока юридические последствия такой торговли не станут более ясными», — заявили во вторник аналитики Rystad Energy Виктор Курилов и Хорхе Леон.
Аналитики добавили, что при установленном ценовом потолке Китай, Индия и Турция могут иметь больше переговорных позиций.
В Шаньдуне, провинции со многими независимыми нефтеперерабатывающими заводами, известными как чайники, ВСТО также сталкивается с растущей конкуренцией, особенно со стороны иранской нефти, которая на прошлой неделе торговалась с дисконтом почти в 10 долларов по отношению к ICE Brent.
Специалист по отслеживанию танкеров Vortexa Analytics подсчитал, что китайский импорт иранской нефти, выдаваемый за поставки от таких экспортеров, как Малайзия и Оман, возможно, достиг месячного рекорда в 4,7 млн тонн в ноябре.
График нефти марки Urals интервалами в 1 день
Нефтеперерабатывающие заводы в Китае начали скупать российскую нефть после короткого перерыва, ссылаясь на резкое снижение цен из-за больших нереализованных запасов.
Китайские частные переработчики, или самовары, закупили несколько партий российской нефти ВСТО с поставкой в декабре-январе, сообщили трейдеры, пожелавшие остаться неназванными. Поставки торгуются с более широким дисконтом к мировому эталону нефти марки Brent, чем сделки, заключенные всего несколько недель назад.
Наблюдатели за рынком внимательно следят за продажей российской нефти в преддверии 5 декабря, когда Европейский союз введет новые санкции, которые запретят блоку распространять морские, страховые и банковские услуги на российские рынки. В частности, трейдеров интересует, смогут ли Китай и Индия продолжать закупать российскую нефть и будут ли страны использовать предложенный потолок цен или обратятся к поставщикам из стран, не входящих в ЕС.
В этом случае окончательная цена грузов станет известна намного позже. Это связано с тем, что сделки заключаются по среднему значению февральских контрактов на нефть марки Brent, которые могут быть рассчитаны только в конце декабря. Также неясно, будут ли грузы загружены до или после крайнего срока 5 декабря.
Трейдеры, однако, сказали, что самовары не слишком обеспокоены тем, что их грузы пострадают от санкций ЕС или будут соответствовать критериям ограничения. По их словам, это потому, что их покупки совершались на основе доставки, что оставляет ответственность за доставку и страхование на продавцах.
Также считается, что грузы покупались в китайских юанях, а не в долларах США, и финансировались через местные банки и учреждения.
Те, кто все еще хочет импортировать российскую нефть, пытаются оценить свой риск нарваться на санкции ЕС и могут ли они использовать ограничение для получения скидок. После февраля большинство западных стран, включая США, Великобританию и страны ЕС, сократили закупки российской нефти, что привело к перенаправлению грузов в такие страны, как Китай, Индия и Турция.
Обсуждения предельной цены все еще продолжаются, поскольку члены ЕС спорят о том, где установить предельную цену, хотя есть признаки того, что блок приближается к цифре в 60 долларов за баррель. Россия, однако, ранее заявила, что не будет продавать нефть и газ странам, присоединившимся к ограничениям.
По материалам Рейтер
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Следующий энергетический кризис может быть спровоцирован ростом стоимости фрахта танкеров
Страны G7 введут потолок цен на российскую нефть 5 декабря — FT