Эта неделя стала поворотным моментом в мировой геополитике, когда вступили в силу европейское эмбарго и ограничение цен G7 на российскую нефть.
Нефтяной танкер в проливе Босфор, где суда стояли в очереди на этой неделе © Reuters
Россия, столкнувшись с диктатом западных держав относительно цены, которую она получает за свою нефть, пригрозила прекратить экспорт в любые страны, соблюдающие ценовой потолок. В течение нескольких часов перебои с поставками стали заметны, поскольку танкеры выстроились в очередь в проливе Босфор.
Все это обычно привело бы к резкому росту цен на нефть, особенно всего через несколько недель после того, как картель ОПЕК+ удивил рынок, объявив о новом резком сокращении поставок. Тем не менее в четверг международный нефтяной бенчмарк Brent достиг уровня 76,15 доллара за баррель, что является новым минимумом для 2022 года. Что происходит?
Российские поставки остаются устойчивыми
Запрет Европы на импорт сырой нефти из России, крупнейшего в мире экспортера нефти, является подлинной санкцией, направленной на то, чтобы заставить Москву перенаправить поставки на другие рынки и остановить финансирование специальной военной операции на Украине, лишив правительство РФ нефтедолларов.
Но план ограничения цен G7 направлен на то, чтобы устранить дефицит предложения.
Когда ЕС объявил, что наложит санкции на любой танкер, перевозящий российскую нефть, даже если он идет в Азию, в некоторых западных столицах возникли опасения, что эти меры приведут к краху российского экспорта и резкому скачку цен на нефть. Западные политики пострадают от большей инфляции. Путин может получить больше нефтяных денег.
Потолок цен, однако, предназначен для того, чтобы российская нефть шла к покупателям, а стоимость нефти при это не росла. Другие меры, связанные с ценовым потолком, также были урезаны, что дало трейдерам некоторую уверенность в том, что потоки сырья в целом не ослабнут.
США убедили ЕС отказаться от одного пункта в своих санкциях, например, который запрещал бы судам получать европейские морские услуги навсегда, если бы они нарушили ценовой потолок. Наказание было сокращено до 90-дневного бана.
Ограничение, установленное на уровне 60 долларов за баррель, было разработано, чтобы «убедиться, что резкое повышение цен не будет использовано для раскола альянса и ослабления способности поддерживать Украину, [и] чтобы не было возможности резко увеличить доходы, агрессор должен заплатить за продолжение агрессии», — сказал Амос Хохштейн, старший советник президента США Джо Байдена по энергетике.
Россия отказалась иметь дело с любым покупателем, который хочет использовать ограничение, но западные официальные лица говорят, что уровень в 60 долларов по-прежнему помогает азиатским нефтепереработчикам договариваться о более низких ценах.
«Российские поставки на рынок остаются такими же высокими, как и в любой момент в течение всего года», — сказал Флориан Талер, глава OilX, которая отслеживает глобальные движения нефти.
Он добавил, что любое падение будет заметно только позже, в первом квартале 2023 года.
Глубокие сокращения ОПЕК+ не такие уж глубокие
В октябре, когда Саудовская Аравия, Россия и другие союзники по ОПЕК+ объявили о сокращении квот на добычу на 2 млн баррелей в день, что на бумаге эквивалентно примерно 2% мировых поставок, реакция Запада была быстрой. В Белом доме предположили, что Эр- Рияд встал на сторону России в глобальной энергетической войне. Международное энергетическое агентство обвинило группу в угрозе мировой экономике.
Но хотя инфляция, вызванная энергетикой, по-прежнему является проблемой для западных экономик, последние пять недель показывают, что действия группы ОПЕК+ были относительно проницательными.
Цены на нефть не взлетели, а упали, что добавило аргумента заявлениям министра энергетики Саудовской Аравии принца Абдулазиза бин Салмана о том, что перед лицом ослабления мировой экономики необходимы упреждающие сокращения, чтобы остановить резкое падение рынка.
Фактические сокращения, произведенные ОПЕК+, также были меньше, чем общее число, объявленное в Вене, отчасти потому, что некоторые производители, такие как Ангола и Нигерия, уже имели трудности с выполнением своих квот. По словам аналитиков, вместо 2 млн баррелей в сутки, изъятых с рынка, общее количество приблизилось к 1 млн баррелей в сутки — все еще существенно, но недостаточно, чтобы избавиться от нефтяных медведей.
Опасения по поводу спроса превосходят опасения по поводу предложения
После нескольких месяцев беспокойства по поводу перебоев с поставками трейдеры теперь сосредоточены на опасениях глобальной рецессии, поскольку последствия российской СВОи энергетической войны против ЕС распространяются, а центральные банки стремятся повысить процентные ставки, чтобы укротить безудержную инфляцию.
Банки Уолл-стрит опубликовали осторожные экономические прогнозы на 2023 год.
«Когда я разговариваю с клиентами, их тон крайне осторожен», — заявил на этой неделе исполнительный директор Goldman Sachs Дэвид Соломон . «Многие руководители наблюдают за данными и ждут, что произойдет».
Медвежьи настроения видны в переходе рынка нефти от бэквордации — рыночной структуры, при которой спотовые цены выше, чем цены контрактов на поставку нефти на несколько месяцев вперед, — к ее зеркальной противоположности, контанго.
Этот переворот предполагает, что трейдеры считают, что рынок перенасыщен, и это движение иногда рассматривается как индикатор ожиданий надвигающегося экономического спада.
Основные опасения нефтяного рынка связаны с Китаем и США, двумя крупнейшими в мире потребителями энергии. По данным МЭА, политика Китая по борьбе с коронавирусом и ослабление экономики означают, что его общее потребление нефти в этом году будет ниже, чем в 2021 году, что является его первым годовым сокращением в этом столетии.
В то время как экономика США может избежать рецессии, потребность ее потребителей в бензине, похоже, тоже достигла своего пика. Потребление в это время года было таким низким только один раз за последние два десятилетия — в охваченном пандемией коронавируса 2020 году. Общий спрос на нефть в США еще не догнал тот, что был в эпоху Covid.
Но цены все еще могут восстановиться
Медведи на нефтяном рынке считают, что все это указывает на продолжающееся циклическое падение цен на нефть. Но быки озадачены. Они утверждают, что годы недостаточного инвестирования в добычу в конечном итоге догонят рынок, если спрос продолжит расти, пусть даже скромно. Еще одним риском является вялый рост производства сланцевой нефти в США. По мнению некоторых аналитиков, снижение поставок из России может стать заметным только в следующем году. И слабый спрос Китая не продлится долго, говорят они.
«По сути, мы переходим от нулевого роста спроса на энергию в 2022 году [в Китае] к примерно 3 млн баррелей в день роста эквивалентного спроса на энергию по видам топлива в следующем году», — сказал Дэн Кляйн из S&P Global Commodity Insights. «В будущем мы увидим гораздо больший спрос на энергию в Китае».
Тем временем правительство сворачивает длившиеся месяцы продажи нефти из своего резервного запаса и планирует начать пополнение резерва, если цены на нефть в США упадут до 70 долларов за баррель. Нефть West Texas Intermediate в четверг закрылась на отметке $71,46.
«С другой стороны, продавец 200 млн баррелей в 2022 году станет одним из крупнейших покупателей нефти в 2023 году», — сказал Билл Смид, председатель Smead Capital Management, имея в виду объем экстренной нефти, выпущенной в этом году. «История утверждает, что впереди нас ждут годы более высоких цен на нефть и газ».
По материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram