Российская нефть перевозится в Индию на танкерах, застрахованных западными компаниями, — первый признак того, что Москва не стала блокировать продажи в рамках ценового ограничения, установленного G7.
По результатам анализа отчетов о судоходстве и страховании, проведенного Financial Times, после того как 5 декабря ценовое ограничение вступило в силу, минимум семь партий российской нефти были погружены на танкеры, застрахованные Западом, несмотря на заявление Владимира Путина о том, что Москва не будет торговать ни с одной страной, соблюдающей ограничение.
Ограничение, введенное в этом месяце, предполагает, что покупатели российской нефти могут получить доступ к западным услугам, таким как страхование и брокерское обслуживание, лежащим в основе мировой торговли нефтью, доставляемой морским путем, только в том случае, если они подтвердят, что заплатили не больше $60 за баррель.
Если Москва позволит покупателям отправлять нефть на азиатские рынки со значительными скидками на застрахованных Западом танкерах, это может ослабить опасения отрасли по поводу дефицита в следующем году.
Редакция FT идентифицировала семь танкеров, используя данные аналитической компании Kpler. Сюда входят только те суда, которые практически наверняка перевозят нефть, поступившую не из Казахстана, имеющего общую экспортную инфраструктуру с Россией. FT также подтвердила, что у них есть действующее страховое покрытие от западного страховщика. На прошлой неделе два судна изменили страховку, внеся поправки, которые позволили им участвовать в торговле.
Essential, сингапурский оператор Ruby Phoenix, одного из семи судов, заявил: «У нас есть необходимое подтверждение от наших контрагентов о том, что данный груз соответствует условиям ценового ограничения».
Владельцы остальных шести судов не ответили на запросы о комментариях.
Семь танкеров, которые в общей сложности перевозят около 5 млн баррелей нефти и вышли из балтийских портов, указали в качестве пунктов назначения нефтеперерабатывающие заводы в Индии, которая стала одним из крупнейших покупателей российской нефти после начала военного конфликта на Украине в феврале.
Индийские нефтеперерабатывающие компании Reliance и Bharat Petroleum Corporation Limited, которые, судя по данным о доставке, являются покупателями некоторых партий, не ответили на запросы о комментариях.
Страны G7 ввели ценовой потолок, чтобы поддержать приток российской нефти и избежать дефицита предложения, но при этом ограничили цены на уровне $60 за баррель, чтобы сократить доходы Кремля.
«Пока рано делать выводы»
Путин заявил на прошлой неделе, что Россия «просто не будет продавать в те страны», которые поддерживают ограничение цен, и отметил, что Москва может принять ответные меры, сократив добычу, как в случае с поставками газа в Европу.
Кремль заявил в четверг, что президент планирует в ближайшие дни подписать указ, в котором будут перечислены ответные меры на ограничение цен. При этом в Москве признали, что бóльшая часть российской нефти уже торговалась на уровне $60 за баррель или ниже, добавив, что «предложенный ими потолок соответствует тем ценам, по которым мы сегодня продаем».
Один западный чиновник отметил, что первые признаки оказались «многообещающими», и предположил, что ограничение цен в основном работает так, как они рассчитывали. По словам другого западного чиновника, они уверены, что с 5 декабря страна продала столько же партий в рамках ограничения, сколько указала FT, и что они ожидают увеличения объема по мере того, как покупатели разберутся в том, как работает ограничение.
Реальная цифра может быть больше: FT выявила еще три судна с западной страховкой, которые перевозят 1.6 млн баррелей российской нефти, но уверенность в том, что их груз подпадает под ограничение, ниже. Сейчас ограничение распространяется только на нефть. Аналогичный механизм для продуктов переработки, таких как бензин и дизель, вступит в силу с февраля.
Россия создала «теневой флот» из примерно 100 танкеров, чтобы обойти западные ограничения, однако трейдеры и судовые брокеры считают, что стране пока не хватает судов для поддержания объемов экспорта.
После начала конфликта на Украине российская нефть торговалась с большими скидками, так как многие западные покупатели стали избегать ее. С 5 декабря скидка стала еще больше; в этот день, наряду с ограничением цен, большинству европейских НПЗ было запрещено покупать российскую нефть, перевозимую морским путем.
По данным ценового агентства Argus, флагманская российская нефть Urals, поставляемая из западных портов России, торгуется по $42-$45 за баррель по сравнению с $82 за баррель международного эталона Brent. По информации Kpler и Argus, предварительные данные свидетельствуют о том, что с тех пор, как ценовое ограничение вступило в силу 11 дней назад, экспорт российской нефти по морю сократился.
«В первую неделю после ограничения цен ситуация немного ухудшилась, и во вторую неделю показатели выглядят довольно вялыми. Но пока слишком рано делать окончательные выводы по поводу среднесрочного эффекта», — заявил аналитик Kpler Мэтью Райт.
Крупнейший в мире независимый нефтетрейдер Vitol ожидает, что российский морской экспорт сократится на 1 млн баррелей в сутки, примерно на одну пятую, если стране не удастся найти достаточное количество танкеров.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Откуда на рынке нефти возьмется дефицит