Запад с февраля пытается сократить доходы России от экспорта нефти, не спровоцировав при этом резкий скачок мировых цен. Судя по всему, пока обе цели удается достигнуть. Россия экспортирует столько же нефти, сколько и до начала военного конфликта на Украине, но основной сорт Urals, который она поставляет, продается со скидкой 37% по отношению к мировому эталону Brent, что невыгодно для Москвы. В то же время Brent опустилась до годового минимума в районе $80 за баррель, что свидетельствует об ослаблении энергетического кризиса для потребителей.
Но мало что из этого связано с подобными действиями Запада. 14 и 15 декабря центральные банки Америки, Великобритании и ЕС объявили о повышении процентных ставок и дали понять, что ужесточение продолжится, а это снизит спрос в экономике. Китай, столкнувшийся с резким ростом заболеваемости Covid-19, опубликовал худшие данные по производству и розничной торговле за шесть месяцев. Члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и ее союзники добывают почти столько же, сколько до того, как в октябре было объявлено о сокращении общего целевого показателя, поскольку большинство стран уже и так добывали меньше квот.
Возможно, бойкот Западом сорта Urals, на долю которого приходится 10-15% мировых поставок нефти, привел к некоторому снижению ее стоимости, поскольку из-за этого падают цены и на другие сорта. Исключение из европейского запрета на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, которое распространяется на покупателей, согласных платить не более $60 за баррель, может помочь избежать шока предложения. Но ни одна из этих мер не оказывает какого-то сильного влияния. Цены могут снова подскочить, если экономические или рыночные условия изменятся.
Внезапная коррекция
Более того, судя по всему, финансовые игроки приложили больше усилий, чем обычно, для недавнего снижения цен, что может привести к внезапной коррекции в сторону повышения, когда фундаментальные показатели спроса и предложения восстановятся. По данным одного отраслевого источника, в последние недели крупные заказы на продажу размещались каждый день в 14:00 по лондонскому времени. Как отметил, Саад Рахим из торговой фирмы Trafigura, события, которые должны были бы подтолкнуть цены вверх, включая закрытие 9 декабря одного из крупнейших в мире нефтепроводов Keystone в Америке, похоже, почти не оказали воздействия.
Ко второму кварталу 2023 года может снова возникнуть дефицит нефти. Промышленные потребители в Европе переходят с газа на более дешевый газойль. Потребление в Индии и на Ближнем Востоке устойчивее, чем ожидалось. Открытие экономики в Китае, вероятно, ускорит экономический подъем после пика заболеваемости.
Судя по некоторым признакам, запрет на страхование в Европе может в итоге оказаться более разрушительным, чем ожидалось. МЭА считает, что ко второму кварталу Россия будет вынуждена сократить добычу на 1.6 млн баррелей в сутки, до 9.6 млн баррелей в сутки. Поставки еще одного российского сорта ВСТО, который, в отличие от Urals, недавно торговался выше $60, сократились почти вдвое с 5 декабря, когда был введен потолок цен. Если из-за роста спроса на нефть Urals превысит $60, судовладельцы могут отказаться от ее перевозки.
Россия пригрозила сократить поставки в страны, которые соблюдают ограничение, при этом рост в других странах, по прогнозам, будет вялым. Дефицит мирового предложения подорвет небольшие мировые запасы, которые по-прежнему близки к пятилетним минимумам, что приведет к дальнейшему росту цен. Все это означает, что в следующем году тактика нефтяной войны Запада, вероятно, подвергнется настоящему испытанию на прочность.
Подготовлено Profinnace.ru по материалам The Economist
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Российский экспорт нефти из балтийских портов сократится на 20%