В последние недели 2022 года поставки нефти из России обновили годовой минимум — санкции, введенные против Кремля из-за военной операции на Украине, дают о себе знать. Россия сумела частично перенаправить грузы в Китай, Индию и Турцию, компенсировав тем самым потерю Европейского рынка. Но и по этим направлениям поставки падают уже третий раз подряд. В среднем за четыре недели общий объем нефти, доставляемой морским путем, снизился на 117 000 баррелей в день до 2,615 млн баррелей.
В прошлом месяце плохие погодные условия повлияли на нефтяные потоки из черноморских и тихоокеанских портов: по данным оператора трубопровода ПАО «Транснефть», в декабре погрузка в Козьмино была остановлена из-за плохой погоды более чем на 11 дней. Однако не последнюю роль сыграла и нехватка судов для перевозки грузов на большие расстояния, которые требуются после введения ЕС запрета на импорт нефти из России по морю.
Запрет ЕС, вступивший в силу 5 декабря, закрыл для Москвы ближайший нефтяной рынок, который в начале года принимал примерно половину российского морского экспорта. За исключением небольшого объема нефти для Болгарии, потоки нефти в Европу перестали поступать.
Запрет привел к тому, что грузы идут по морю более длинным путем: из портов Балтии до Индии можно добраться в среднем 31 день, а из тех же терминалов до Роттердама — всего семь дней. Это оказывает дополнительное давление на сокращающийся флот судов, владельцы которых готовы перевозить российские грузы.
Страна все больше полагается на свои суда и так называемый «теневой флот», состоящий, как правило, из старых судов, принадлежащих небольшим, часто неизвестным компаниям, которые расплодились в последние месяцы. Европейские танкеры все еще могут перевозить российскую нефть, если она была продана по цене ниже лимита в 60 долларов за баррель, введенного одновременно с запретом на импорт. Но лишь немногие сейчас делают это.
В других местах челночные танкеры, перевозящие российскую нефть марки «Сокол», ждут гораздо дольше обычного, чтобы перегрузить груз на другие суда в Южнокорейском порту Йосу, что сокращает количество грузов, которые они могут перевезти в месяц.
Между тем объем нефти на судах, направляющихся в Китай, Индию и Турцию — три страны, которые остались единственными крупными покупателями для России, плюс количество нефти на судах, которые еще не определились с конечным пунктом назначения, — снизился за четыре недели до 30 декабря в среднем до 2,42 млн баррелей в день.
Танкеры, перевозящие российскую нефть, все чаще скрывают конечный пункт назначения. За четыре недели до 30 декабря суда, перевозящие 19 млн баррелей российской нефти, что эквивалентно 680 000 баррелей экспортной нефти в день, покинули порт без указания конечного пункта назначения. Не исключено, что многие суда, покидающие терминалы Балтийского и Черного морей, после прохождения через Суэцкий канал начнут сигнализировать о том, что идут в Индию или Объединенные Арабские Эмираты.
Возобновилась перевалка российской нефти с судна на судно как у испанского североафриканского города Сеута, так и у греческого побережья вблизи Каламаты. VLCC Lauren II принял один 100 000-тонный груз в Сеуте и, вероятно, примет еще два, прежде чем отправиться вокруг Африки в Азию, освободив более мелкие суда, способные загружаться на российских балтийских терминалах, для перевозки грузов на более короткие расстояния.
Подготовлено Profinance по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
В декабре 25% нефти из Росиии покрывалось западной страховкой