Рынки дизельного топлива готовятся к хаосу

23.01.2023 14:24

В субботу, 21 января, на трех нефтеперерабатывающих заводах во Франции, которые находятся под управлением TotalEnergies, начались забастовки. Предприятия приостановили поставки бензина и дизельного топлива на оптовый рынок, а одно из них снизило коэффициент загрузки до минимума


Нефтеперерабатывающие заводы по другую сторону Атлантики готовятся к сезону техобслуживания. По данным Reuters, в этом сезоне на ремонт будет закрыто вдвое больше нефтеперерабатывающих заводов, чтобы компенсировать задержки в обслуживании во время пандемии. Будет произведено меньше бензина и дизельного топлива и, следовательно, сократится объем экспорта в Европу.

При этом Европа объявила эмбарго на импорт российского топлива с 5 февраля. В настоящее время Россия является крупнейшим поставщиком топлива в ЕС, в особенности дизеля. По данным Reuters, в преддверии эмбарго трейдеры активно закупают российский дизель, который отправляется в резервуары для хранения. При этом объемы достигли максимума за год. Но что произойдет 6 февраля?

Одно известно наверняка: Соединенные Штаты не смогут помочь, как в случае с поставками СПГ для замены российского трубопроводного газа. Причина в том, что в США сложилась довольно тяжелая ситуация с поставками дизеля.

На самом деле все настолько плохо, что, по сообщениям Bloomberg, грузы дизельного топлива перенаправляются из Европы, куда они должны быть изначально доставлены, в новые пункты назначения в США. В отчете отмечается похолодание в декабре, которое привело к временному закрытию трети перерабатывающих мощностей на северном побережье Мексиканского залива, а также недавнее закрытие топливного трубопровода в Нью-Йоркской бухте.

Запасы средних дистиллятов у крупнейшего в мире производителя нефти ниже, чем обычно, а спрос по-прежнему достаточно высок, хотя Управление энергетической информации прогнозирует снижение цен на бензин и дизель в этом году из-за более слабого спроса.

Получается, в Соединенных Штатах не хватает дизельного топлива, а в Европейском Союзе его еще меньше, а до того, как трейдеры будут отрезаны от российского топлива, остаются считанные дни. После этого коллективному Западу придется обратиться за помощью к Востоку в поисках топлива, которое необходимо для работы каждой экономики на планете.

Восток приготовился

Те частные нефтеперерабатывающие заводы, которые китайцы начали строить несколько лет назад, и которые, как предупреждали некоторые аналитики, станут бесхозными активами до того, как будут завершены, вероятно, придутся очень кстати. А с учетом скидок на российскую нефть и гораздо более крупных экспортных квот на топливо китайские НПЗ могут получить неплохую прибыль.

Индийские нефтеперерабатывающие заводы также готовы помочь с экспортом дизельного топлива. Компания Wood Mackenzie недавно опубликовала прогноз по росту производства дизеля в Азии, при этом в качестве факторов этого роста называются Индия, Япония и Южная Корея.

Ближневосточные производители нефти тоже готовы поставлять дизель европейским и американским клиентам. В ОАЭ и Саудовской Аравии расширяются нефтеперерабатывающие заводы, увеличивая производственные мощности как раз в подходящий момент. Причем, по мнению некоторых аналитиков, ближневосточные экспортеры топлива могут покупать, а затем перепродавать российское топливо в Европу.


«Добавьте несколько капель чужого топлива, и это больше не русский дизель», — заявил аналитик Kpler Виктор Катона в интервью Middle East Eye.


По сути, февральское эмбарго еще больше перекроит торговые маршруты на нефтяном рынке. Точно так же, как сейчас гораздо больше российской нефти поступает в Азию, а ближневосточной нефти — в Европу, больше российского топлива начнет поступать в Африку и Латинскую Америку, тогда как ближневосточное топливо направляется в Европу. Азиатское топливо также будет перенаправлено в Европу.

По словам директора Wood Mackenzie по НИОКР Марка Уильямса, перенаправление российского топлива в Латинскую Америку и Африку, которые ранее были экспортной вотчиной США, высвободит больше американского топлива для экспорта в Европейский союз.

Это, безусловно, повлияет на цены, потому что, хотя некоторые маршруты будут относительно короткими — с Ближнего Востока в Европу, — другие пути, такие как из Китая в Нидерланды, будут длиннее и, следовательно, дороже. То же самое можно сказать и о российском экспорте в Латинскую Америку. А если добавить к этому сезон техобслуживания в Штатах, цены на дизельное топливо, похоже, очень скоро вырастут.

Поскольку дизель используется для перевозки грузов, то его подорожание приведет к росту цен на товары. Соответственно, эмбарго усилит инфляцию, которая уже беспокоит правительства по обе стороны Атлантики.

Возможно, эффект будет временным, и цены снизятся, когда новые экспортные маршруты будут отлажены, а новые европейские поставщики запустят нефтеперерабатывающие заводы на полную мощность. А, возможно, перед Европой и некоторыми регионами США встанет еще более серьезная энергетическая проблема, пока экономисты обсуждают, что же такое рецессия и охватила ли она какую-либо из ведущих экономик мира.

Подготовлено Profinance.ru по материалам OilPrice

MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Худший из европейских энергетических кризисов еще впереди

Большая семерка обсуждает потолок цен на российские нефтепродукты

Кувейт направит в Европу в пять раз больше дизельного топлива в преддверии запрета на импорт из России