По данным аналитической компании Kpler, доходы России от энергоносителей, возможно, не пострадали от западных санкций так сильно, как предполагают некоторые предварительные оценки.
Российская нефть не так дешева, как кажется, считает аналитик Kpler. Андрей Рудаков/Bloomberg
Это потому, что Москва фактически зарабатывает гораздо больше от своей торговли нефтью, чем просто так называемая стоимость товара на условиях FOB, сказал Insider аналитик компании Виктор Катона.
Все дело в том, как Россия продает свою нефть азиатским покупателям, таким как Индия и Китай, получая доход от нефтетрейдеров за дополнительные услуги, такие как доставка и страхование, вместе со своей нефтью.
По словам Катоны, некоторые ранние данные указывали на то, что российская нефть стоила около 38 долларов за баррель — это меньше половины стоимости эталона Brent — после того, как Европа ввела на нее ценовой потолок и запретила морской импорт. Однако реальный доход Москвы от нефти может превышать 60 долларов за баррель, если принять во внимание прибыль от сопутствующих услуг, которые она оказывает, добавил он.
«Опровержение номер один: никто на самом деле не знает цены на российскую нефть», — сказал Катона.
«Сочетание собственной страховки, собственного судоходства и, по сути, собственных торговых посредников, в конечном итоге [означает], что конечная [цена], которую российская компания получит от этой сделки, составит не 38 долларов, а 60-65 долларов, чего на самом деле никто не о чем говорит, — сказала Катона.
Потоки российской нефти претерпели серьезные изменения после того, как СВО на Украине в 2022 году привела к карательным экономическим санкциям со стороны Запада. Это вынудило страну искать новых покупателей для своей нефти, что привело к резкому увеличению поставок в азиатские страны, такие как Индия и Китай.
Европейский союз ограничил цену на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель и запретил судам, перевозящим этот товар, пользоваться услугами западных судоходных и страховых компаний, если они не согласятся с ограничением стоимости. Этот шаг был направлен на сокращение доходов Москвы от энергоносителей при сохранении поставок ее нефти через мировые рынки.
По словам Катоны, цена FOB около 38 долларов за баррель учитывает только стоимость погрузки нефтяных грузов в российском порту и не охватывает всю цепочку сделок между покупателями и продавцами. Что более важно, так это стоимость конечного пользователя, сказал он, добавив, что цена доставки в Индию примерно на 25 долларов выше, чем уровень FOB.
«Индийцы ничем не занимаются. Они не занимаются судоходством, они не занимаются страхованием. И в основном русские занимаются обслуживанием этого груза», — сказал он.
По словам Катона, это в конечном счете подчеркивает несостоятельность ограничения цен в ЕС, поскольку оно влияет только на первую часть сделки с российской нефтью.
«Предельная цена как таковая никогда не предполагала ограничение цены конечного потребителя, которую будут платить индийцы или китайцы. Она всегда удерживала цену только в российском порту погрузки», — сказал он.
«По большей части происходит то, что треугольник Россия, Индия и Китай обходится без использования западной доставки и западного страхования», — добавил он, что фактически подрывает силу ценового предела.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Insider
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Минфин США — Большая семерка согласилась пересмотреть потолок цен на российскую нефть в марте