Однако в действительности такой промежуточный вариант является наименее вероятным результатом развития событий, учитывая нехватку свободных мощностей в глобальных цепочках поставок и на рынках труда, которые позволили бы справляться с продолжающимся ростом производства.
Более вероятны два других сценария:
- инфляция ослабеет, потому что экономика скатится в рецессию, или
- продолжающийся рост приведет к очередному скачку цен, вынуждая центральные банки и дальше повышать процентные ставки.
Первый сценарий предполагает, что рецессия начнется в начале 2023 года, второй, что рецессия будет отложена до конца 2023 или начала 2024 года, когда инфляция и повышение процентных ставок приведут к замедлению темпов роста.
Циклические крайности
В течение обычного экономического цикла рост производства постоянно чередуется: развитие, значительно превышающее темпы долгосрочного тренда, сменяется спадами значительно ниже тренда; рост близок к тренду только в течение относительно коротких периодов.
За последние 40 лет рост производства в обрабатывающей промышленности США находился в пределах ± 1.0 п. п. от предыдущего десятилетнего тренда только в 30% случаев и только в 16% случаев в пределах ± 0.5 п. п. И напротив, рост был значительно выше тренда (>1.0 п. п.) в 39% случаев и значительно ниже тренда (<1.0 п. п.) в 30% случаев.
Умеренный рост, близкий к тренду, не является нормой. Вместо этого рецессии приводят к существенному сокращению производства, цепочек поставок и рынков труда, что создает условия для более быстрого роста после рецессии.
В итоге циклический спад нейтрализуется, а продолжающийся рост выше тренда создает инфляционное давление до тех пор, пока центральные банки не повысят ставки, чтобы замедлить темпы роста и контролировать цены.
Однако сейчас в крупнейших экономиках практически не наблюдается циклический спад, что ограничивает возможности для роста без инфляции в 2023 году.
Дефицит дизеля
Дизельное топливо —основа промышленной экономики. Дизель в основном используется для грузовых перевозок, производства, строительства, горнодобывающей промышленности, а также для добычи нефти и газа, поэтому потребление и запасы следуют за циклом.
Мировые запасы дизельного топлива в Северной Америке, Европе и Азии близки к многолетним минимумам, что свидетельствует об отсутствии свободных мощностей.
Запасы дизеля и другого дистиллятного топлива в США находятся на самом низком уровне для этого времени года с 1990 года и на −28 млн баррелей (-20% или −1.76 стандартного отклонения) ниже среднего сезонного показателя за десять лет.
Запасы дистиллятов в Европе находятся на самом низком сезонном уровне с 2007 года и составляют −41 млн баррелей (-10% или −1.53 стандартного отклонения) ниже среднего сезонного показателя за десять лет.
Запасы дистиллятов в Сингапуре близки к многолетним минимумам и на −2.5 млн баррелей (-24% или −1.27 стандартного отклонения) ниже среднего показателя за десять лет.
Возобновление экспорта дизельного топлива из Китая и замедление глобального цикла деловой активности частично компенсировали дефицит поставок дизеля и стабилизировали запасы во второй половине 2022 года после их постоянного истощения в течение двух лет.
Но грядущие санкции США и ЕС в отношении российского экспорта, стимулирование производства в Китае после карантинов в 2021 году и возобновление пассажирских авиаперевозок в Китае угрожают снова сократить поставки в 2023 году. Запасы дистиллятов вряд ли удастся пополнить, если не будет рецессии или, по крайней мере, значительного замедления в середине цикла, что ограничило бы потребление.
Сложный выбор
В первом сценарии мировая экономика скатывается в рецессию, сокращая при этом потребление дистиллятов, увеличивая запасы и снижая цены. Падение цен на дизель скажется на производственном и транспортном секторах и приведет к замедлению инфляции.
Во втором сценарии экономика продолжит расти, поставки дизельного топлива еще больше сократятся, а цены вырастут, что снова усилит общую инфляцию. Более высокие цены на дизельное топливо будут способствовать сохранению или ускорению инфляции и вынудят центральные банки в ответ снова повысить процентные ставки.
Гораздо сложнее представить третий сценарий, при котором мировая экономика продолжит расти, запасы дистиллятов стабилизируются или увеличатся, цены на топливо останутся на прежнем уровне или упадут, а инфляция, вызванная потреблением энергоносителей, ослабеет.
Дизельное топливо — не единственная проблема в энергетической системе: нефти, газа и электричества не хватает в Северной Америке, Европе и Азии.
Из-за этого дефицит нефти, газа и электричества и связанное с этим повышательное давление на цены и инфляцию вряд ли закончатся, если не произойдет значительного замедления цикла деловой активности.
Глобальные энергетические системы и другие цепочки поставок работают практически на полную мощность, а иногда даже превышают ее. При таких исходных данных более ранняя рецессия или устойчивая инфляция, за которой последует рецессия, гораздо вероятнее, чем мягкая посадка в 2023 году.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Goldman Sachs: дефолт по долгу США может ввергнуть экономику в рецессию
Гиганты Уолл-стрит советуют готовиться к рецессии в 2023 году
Что говорят аналитики об ограничении цен на российские нефтепродукты
Американская экономика тормозит, а Европа разгоняется Удастся ли миру избежать рецессии