Россия переманивает у Ирана флотилию танкеров-призраков

07.02.2023 12:23

Флот танкеров-призраков переключается с иранской на российскую нефть

Танкеры иранской «флотилии-призрака» переключились на перевозку российской нефти после того, как в декабре усилились западные ограничения в отношении Москвы, когда Кремль обратился к методам обхода санкций, впервые предложенным Тегераном.

Согласно исследованию Financial Times, по меньшей мере 16 судов, входивших в сеть «призрачной флотилии», которая позволила Ирану нарушить санкции США, за последние два месяца начали отгружать российскую сырую нефть.

До этого момента всего девять судов перешли на российский маршрут за девять месяцев с начала СВО в феврале 2022 года.

Так называемые корабли-призраки — это суда, которые маскируют свое право собственности и передвижения, чтобы облегчить нарушение санкций. Сети кораблей-призраков позволяют торговать иранской и венесуэльской нефтью.

Судовые брокеры и аналитики говорят, что Россия переманивала владельцев и операторов танкеров премиальными ставками, поскольку она стремится защитить свой основной источник экспортных доходов от западных мер, таких как ограничение цен на нефть G7/ЕС. Предполагаемый доход от экспорта нефти из России заметно снизился по сравнению с довоенным уровнем.


«Мы видели несколько судов, вовлеченных в торговлю с Россией, которые ранее занимались перевозкой иранских партий», — сказала Светлана Лобачева, аналитик по танкерам из судового брокера EA Gibson в Лондоне.

«Наценка на российскую торговлю как минимум на 50% выше обычных рыночных ставок, а в некоторых случаях может достигать даже более 100%, что делает экономику еще более привлекательной, чем отгрузка иранской нефти».


В последние месяцы Ирану удалось сохранить или даже увеличить экспорт сырой нефти. Тегеран, который сотрудничает с Москвой в вопросах нефтяной политики через группу ОПЕК+, стал ключевым сторонником президента России Владимира Путина после обострения войны со странами Запада за влияние в Украине.

Конкуренция за суда является возможным источником напряженности в отношениях.


Однако Мэтью Райт, аналитик Kpler, компании, занимающейся обработкой данных и аналитикой, сказал: “Увеличение числа судов во флотах-призраках, принадлежащих секретным оффшорным организациям, позволяет уклоняться от санкций, что, по-видимому, помогло избежать многих проблем с поиском судов”.


FT идентифицировала суда, участвующие в иранском флоте-призраке, используя список из 288 судов, на которые были поданы жалобы о нарушении санкций в морские регистры и страховые компании американской группой United Against Nuclear Iran, которая выступает за жесткое соблюдение санкций.

FT проверила методы, используемые UANI для идентификации членов флота-призрака, изучив выборку своих анализов, основанных на данных о движении судов и спутниковых фотографиях. FT также проверила, что выводы по конкретным кораблям соответствуют выводам других организаций. Затем данные Kpler использовались для отслеживания недавних грузов этих судов.

Ожидается, что напряженность на рынке танкеров обострится в ближайшие недели. Санкции ЕС и ценовой потолок G7 были распространены на российский экспорт очищенного топлива, такого как дизельное топливо и бензин, в воскресенье.

России уже пришлось перенаправить большую часть своей нефти в Азию после того, как 5 декабря вступил в силу запрет на морской импорт российской нефти в ЕС. Вероятно, ей придется доставлять дизельное топливо и другое топливо на большие расстояния, поскольку действует аналогичный запрет.

Западные санкции против России менее обременительны, чем санкции США против Ирана. Ограничение цен G7 также частично предназначено для ограничения доходов Кремля при сохранении достаточного количества российской нефти на рынке, чтобы избежать дефицита.

Судовые брокеры заявили, что условия сделали российскую торговлю более привлекательной, чем сделки с Ираном или другими странами, находящимися под жесткими санкциями, такими как Венесуэла. Судовладельцы и операторы с меньшей вероятностью нарушат меры, если смогут доказать, что им сказали, что российское топливо продавалось с ограничениями.

Анализ FT показывает, что объемы российской нефти, отгружаемой на суда, идентифицированные как часть «призрачной флотилии», выросли с менее чем 3 млн баррелей в ноябре до более чем 9 млн баррелей в январе.

Один судовой брокер сказал, что, хотя горстка крупных танкерных операторов все еще избегала торговли российской нефтью, например, западные нефтяные компании и американские судовые операторы, многие другие были готовы принять участие, учитывая предлагаемые ставки и свободу действий в правилах.


«Теперь все грешники», — сказал корабельный маклер. «Граница между серым рынком и рынком обычных танкеров за последний год определенно стала более размытой».


Некоторые из судов, которые в настоящее время обслуживают российский маршрут, ранее были идентифицированы как часть теневого флота Москвы, тайно контролируемой операции, организованной в прошлом году. Судовые брокеры подсчитали, что он состоит примерно из 100 судов.


Клэр Юнгман, начальник штаба UANI, сказала: “Владельцы [флота-призрака] ... судов часто очень непрозрачны и маскируются через многочисленные подставные компании, которые постоянно меняются, чтобы избежать санкций”.


Российская нефть по-прежнему перевозится танкерами с западной страховкой. Такая страховка доступна только при условии, что нефть была куплена по цене ниже предельной. Цена на основной российский экспортный сорт нефти Urals упала на 30-40 долларов за баррель по сравнению с эталонными международными сортами нефти, такими как Brent.

Российские партии нефти из Балтийского и Черного морей идут теперь с большой скидкой, отчасти для того, чтобы покрыть стоимость доставки, а нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Турции договариваются о более низких ценах на нефть, которая когда-то поступала в ЕС.

Лобачева из EA Gibson сказала, что поставки российской нефти оказались более прибыльными, поскольку они не сталкиваются со значительными задержками, в отличие от иранских грузов, которые часто проводят больше времени в море, чтобы скрыть свое происхождение. Переработчики в таких странах, как Китай, который остается крупным покупателем иранской нефти, также оставляют танкеры с иранской нефтью в ожидании разгрузки.


«Временами мы видели, как иранские танкеры ждут месяцами — насколько мы можем судить, этого не случалось с российскими танкерами, что лучше для операторов, особенно когда ставки фрахта на российские маршруты такие высокие», — сказала она.


Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times 

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

Россия незаметно сформировала «теневой флот» из 100+ танкеров, чтобы обойти ограничения на экспорт нефти — FT